(память его
празднуется 2/15 мая)
Святитель Афанасий, в миру Алексий,
родился в 1560 (1597) году в городе Ревимне (или Ретимне) на острове Крите, в
семье благочестивого грека Пателария. Пателарии отличались незаурядными
умственными дарованиями. Отец Григорий Пателарий был выдающимся ученым,
философом и публицистом. До 26 лет Алексий жил на Крите и образование получил в
знаменитом Аркадийском монастыре, который давал своим ученикам разносторонние
познания и твердое православное воспитание, что было особенно важным, так
как Критом владели в то время венецианцы-католики. Он изучил риторику,
грамматику и пиитику, математику и астрономию, музыку и литературу, богословские
науки, превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянским
языками и удивлял современников своими познаниями и обширными знаниями. Но
несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее
суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили Алексия — его влекла
жизнь христианских подвижников. И после смерти отца он постригся в рясофор с
именем Анания в одном из солунских монастырей, откуда позже ушел в монастырь
Есфигмен на Афоне, где нес послушание в трапезной. С Афона он предпринял
путешествие в палестинские обители и в одной из них принял иноческое пострижение
с именем Афанасий. По возвращении в Солунь он был поставлен во пресвитера и
распространял Христово учение среди валахов и молдаван, для которых перевел
Псалтирь с греческого на их родной язык. Вскоре святой Афанасий стал известен
как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор
духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых
святых.
В 1626 году святой Афанасий был назначен
учителем в Валахию. Ему было поручено перевести с еврейского на
новогреческий язык Псалтирь. Псалтирь в его переводе впоследствии хранилась в
обители во имя святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмосе, а списки с
нее — в разных монастырях Святой горы Афон.
Изредка святитель уходил на Афонскую
Гору для молитвенного уединения и Божьего благословения на пастырские труды.
Святость его жизни привлекала множество христиан, желавших видеть истинного
проповедника православной Христовой веры.
Своими трудами в славянских землях и
духовными дарованиями св. Афанасий привлек благосклонное внимание Патриарха
Константинопольского Кирилла I Лукариса (был патриархом с перерывами с 1621 по
1638 гг.), который, призвав святого подвижника в Константинополь, назначил
проповедником при своей кафедре. В 1631 году святой Афанасий был хиротонисан во
епископа и назначен на одну из главных митрополий Константинопольского
Патриархата — Фессалоникийскую (Солунскую).
В это время Патриарх Кирилл I (Лукарис)
был оклеветан перед султаном и заточен на острове Тенедос, а святитель Афанасий
избран на патриарший престол 25 марта 1634 года, в день Благовещения Пресвятой
Богородицы. Находясь на первосвятительской кафедре, патриарх Афанасий вел
неустанную борьбу за Православие против еретиков, иезуитов и мусульман. Пробыв
на патриаршем престоле около 40 дней, происками врагов Православия он был
низведен, а на кафедру возвращен Кирилл I (Лукарис). Святитель отправился на
Афон, где некоторое время подвизался в уединении. Там он устроил себе
небольшую келлию (ныне на том месте русский Свято-Андреевский скит). Более года
он прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Святитель
Афанасий затем жил один год в Италии, где папа предложил ему католичество,
обещая возвести в кардинальское достоинство, но святитель Афанасий остался
верен святому Православию.
Затем святитель Афанасий в 1635 году
вторично был возведен на патриаршество, но через год был низложен и сослан в
ссылку на остров Родос. После возвращения с 1638 года вновь управлял Солунской
кафедрой, не прерывая связи с Афоном. В то время Солунская митрополия, как и вся
Константинопольская Церковь, терпела притеснения со стороны турок и была крайне
разорена. В храмах не хватало богослужебных книг, церковной утвари и
облачений. Святителю Афанасию дважды приходилось посылать (с 1633 по 1643 гг.)
прошения русскому царю Михаилу Феодоровичу (1613—1645) о даровании милостыни
бедствующей Константинопольской Церкви, в первый раз он просил помощи на уплату
долгов, оставшихся от его предшественника; во второй раз — «на выкуп заложенной
в долг ризницы его митрополии и церковных сосудов». Позднее святитель Афанасий
неоднократно обращался за помощью к русскому государю, а затем и сам совершал
поездки в Россию.
Когда пребывание в Солуни стало для
святителя невозможным, он в 1643 году вынужден был уехать в Молдавию под защиту
господаря Василия Лукула и поселиться там в обители святителя Николая, близ
Галаца. В Молдавии он неожиданно заболел и прожил до 1651 года. Но здесь он
постоянно обращал свой взор к Афонской Горе, часто посещал ее и надеялся там
окончить свою жизнь. Однако промысл Божий судил
иначе.
В начале 1651 года святитель Афанасий
вернулся в Константинополь и 25 мая был вновь поставлен патриархом, однако
пробыл на кафедре только 40 дней.
В 1652 году святитель Афанасий вновь был
возведен на Вселенскую кафедру, но пробыл на ней всего 15 дней, так как
мусульманам и католикам не
нравился этот проповедник православной Христовой
веры.
Во время своего последнего патриаршего
служения он произнес проповедь, в которой обличил папские притязания на
главенство во Вселенской Церкви и мнимое апостольское преемство. Преследуемый
мусульманами и иезуитами, физически ослабевший, он передал управление
Константинопольской Церковью митрополиту Лаврийскому Паисию. 5 июля того же
года перед Собором архиереев, клириков и мирян он добровольно отрекся от
патриаршего престола. В особой грамоте он объяснял свой поступок так: «Не будучи
в силах служить (патриаршего престола города Константинополя) защитою, принять
на себя и нести обычные царственные обязанности, разные дела и труды патриаршего
служения, удалились мы из патриархии по собственному желанию и доброй воле и
творим отречение от патриаршего сего
престола...»
В начале 1653 года святитель Афанасий
вернулся в Молдавию, где получил от господаря в управление монастырь святителя
Николая в городе Галаце. Зная глубокую веру и отзывчивость русского народа,
святитель Афанасий предпринял путешествие в
Россию.
В апреле 1653 года он был с большими
почестями встречен в Москве патриархом Никоном (1652—1658) и царем Алексеем
Михайловичем. Во время пребывания в Москве святитель Афанасий совершал
богослужения в монастырях и храмах столицы. В июне он совершил
паломничество в Троице-Сергиеву лавру.
Святитель Афанасий неоднократно
встречался с патриархом Никоном, который произвел на него очень благоприятное
впечатление. Святитель с большим сочувствием отнесся к предложенному патриархом
Никоном делу об исправлении богослужебных книг по образцу греческих. По
просьбе патриарха Никона, желавшего видеть отличие в чине архиерейского
совершения Божественной литургии на Востоке и на Руси, он написал особое
сочинение — «Чин архиерейского служения литургии на
Востоке».
В декабре 1653 года святитель Афанасий
отправился в обратный путь — в молдавский монастырь во имя святителя и
чудотворца Николая близ г. Галаца. Этот монастырь еще ранее был дан ему в
управление Молдаво-Валахским господарем Василием Лукулой (1634—1654).
Русские царь и патриарх щедро одарили святителя милостыней на его монастырь и
другие нужды, а также преподнесли ему ценные подарки, ткани для облачения,
церковные сосуды, кубки, меха и т. д. По дороге святитель Афанасий
заболел.
В феврале 1654 года он прибыл в
Преображенский Мгарский монастырь в г. Лубны и остановился там, вероятно, в
ожидании весны и выздоровления. Однако болезнь обострилась и 5 апреля, в среду
на Фоминой неделе, святитель Афанасий скончался. Он был погребен игуменом
Петронием по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в
кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском
храме.
В 1662 году Газский митрополит Паисий
Лигарид, проезжая через Лубны, просил показать ему гробницу святителя. «А как де
гробницу раскрыли, и из гробницы наполнилось благовония, и обрели святейшего
патриарха тело цело, лишь де у правой руки, как держал посох, пальцев двух или
трех не было». Одежда почти вся и кресло сгнили, палица же и посох были целы.
Обретение честных мощей произошло 1 февраля 1662 года, и святитель Афанасий был
прославлен в лике святых.
Тело святителя было облачено в новые
ризы и открыто для всеобщего поклонения. От святых мощей святителя Афанасия
многие болящие получили исцеления. Необычное для России погребение
святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием
Сидящим. Празднование было установлено 2 мая, в день памяти соименного ему
святителя Афанасия Великого. В 60-х годах XIX века было составлено житие
святителя Афанасия с описанием чудес, совершившихся при его мощах. В 1901 году,
при епископе Полтавском Иоанне, в Синодальной типографии была отпечатана
«Служба, иже во святых отцу нашему Афанасию, патриарху Константинопольскому,
Лубенскому чудотворцу».
Ныне святые мощи патриарха Афанасия
покоятся в Благовещенском кафедральном соборе в городе
Харькове.