Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

«Ретроспектива» - выставка финно-американского фотографа Арно Рафаэля Минккинена.

Репортаж с открытия.

Диктор: Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире «Время культуры» и сегодня мы расскажем вам о новой масштабной выставке Центра фотографии имени братьев Люмьер - «Ретроспектива». Автор работ  — всемирно известный фотохудожник Арно Рафаэль Минккинен.

Выставка финно-американского автора состоит из 100 фотографий за весь период его творчества. Снимки представлены в хронологическом порядке, однако, как выяснилось в интервью с куратором выставки Анастасией Лепиховой, не искушенному зрителю будет сложно определить, какие кадры сделаны 30 или 40 лет назад, а какие — в начале нынешнего века.

Анастасия Лепихова: Вроде бы, кажется, что автор, который работает уже более 40 лет, у него должны быть какие-то этапы, какие-то периоды, но он как ни странно достаточно постоянен, то есть, выбрав свой особенный, такой самобытный подход к фотографии, он сохраняет его на протяжении всех 40 лет. И мы можем видеть, что работы, которые были сняты в 70-х, они настолько же ровны и отражают его видение, как и работы современные, которые были сделаны в этом и прошлом году.

-        Посмотрев выставку, проект, можно увидеть, что он своим принципам не изменил. Очень много авторов, они снимают в 50-х, 60-х что-то одно. Они снимают такие классические, черно-белые, контрастные вещи, которые становятся признанными. Но почему-то, по какой-то причине, очень много авторов, которые именно той эпохи, которые родились сразу после войны или во время войны, они, знакомясь с цифровыми технологиями, со всеми компьютерными программами, они уходят от классической черно-белой фотографии и начинают заигрывание с цифровыми технологиями, программами обработки и погружаются в это настолько глубоко, с головой. И считают, что именно за этим будущее, хотя на самом деле, по факту, это уже наше прошлое. Поэтому такая несинхронизация происходит. А этот автор, он как раз этим не страдает. Не смотря на то, что он перешел на цифровую фотографию, сейчас он снимает на цифровые камеры, его отпечатки, в них нет вот этого китча, в которые скатываются фотографы. Они выглядят настолько же классическими, как и фотографии, которые были сделаны на аналоговые камеры 70-х, 80-х.

Диктор: Работы Минккинена отличает особый почерк, который не спутаешь ни с чем. Части человеческой фигуры на фоне природных и городских пейзажей благодаря воображению художника превращаются в сюрреалистические головоломки. Лишь несколько условий остаются неизменными вот уже 40 лет творческого поиска — кадры черно-белые, а натуры обнаженные.

Анастасия Лепихова: На самом деле, не знаю, я вот лично не сталкивалась с тем, чтобы его обвинили в пошлости за присутствие наготы в фотографии, потому что во-первых, зрителю, который не очень знаком с фотографией, с историей фотографии, ему просто интересно рассматривать эти фотографии. Такой кричащей, бросающейся в лицо, неприличной наготы мы редко можем встретить на его фотографиях. Это скорее такие интересные загадки, шарады для обычного зрителя. Ну а для ценителя фотографии, которые этим занимаются, которые знакомы с предметом, они находят и вторые и третьи смыслы в его фотографии, поэтому я вот лично не могу его обвинить в использовании наготы. Тем более он не использует наготу в качестве какого-то инструмента для привлечения внимания. У него нагота воспринимается как что-то естественное. Он сам говорит, что в его фотографии он исследует связь человека с природой. Как эта природа отражается в нем и как он сам отражается в этой природе.

Диктор: Организаторы выставки подчеркивают, что для Арно Рафаэля Минккинена нагота сродни духовности. «Я не хочу, чтобы меня воспринимали как нудиста», — приводятся слова фотографа в пресс-релизе к открытию выставки. Как рассказывает художник, он таким образом приближается к пониманию процесса сотворения человека.

Анастасия Лепихова: У меня нет таких ассоциаций, что человек и природа, или взаимодействие человека и природы, или влияние человека на природу. Для меня в его фотографиях видится человек как часть природу. Потому что на многих фотографиях мы зачастую вообще сразу не можем увидеть его. Мы видим только какой-то пейзаж или ландшафт. В течение какого-то времени мы замечаем самого фотографа, который предстает на фотографии. Поэтому для меня это как раз тема — человек как часть природы. И гуляя по эти диким, нетронутым просторам, он, на мой взгляд, вообще фотография его — она сродни мимикрии. Когда автор буквально вливается в пейзаж, в ландшафт и пристает перед нами естественным элементом природы, будь то ствол дерева. Вот именно стволом дерева он себя на тот момент осознает и именно лаконично и естественно вписывается в общую линию пейзажа.

-        На мой взгляд, это художник, воспевающий природу и человека как часть природы. То есть не пейзажист, он не снимает пейзажи целенаправленно, он снимает именно человека в его естественной среде обитания, в естественной обстановке, в естественном облачении,  то есть нагим. Он сам говорит, что я предстаю на фотографии нагим не потому что я хочу быть голым, а потому что я хочу быть таким, каким меня создала природа. Потому что  в эти моменты он исследует именно природу и взаимосвязь человека и природы.

Диктор: Есть нечто естественное и даже органичное в его стремлении зафиксировать сиюминутный момент соединения человека с природой. На многих фотографиях даже не сразу понятно, где ландшафтные элементы, а где «спрятался» сам автор. Перемещаясь от снимка к снимку, посетитель невольно начинает внимательнее всматривается в пейзаж, чтобы  найти в нем человека. И в итоге оказывается втянутым в игру, которую подготовил для него фотограф.

Анастасия Лепихова: Фотографирует он фактически везде. То есть, есть фотографии даже в гостиничных номерах, и это не всегда открытое пространство природы, это иногда и городской пейзаж, а иногда и гостиничный номер. Собственно происхождение его является ключевым моментом. Родившись в Финляндии, он с детства во всех пейзажах, во всех локациях, где он гуляет, он везде ищет отражение той природы, той финской природы, с которой он познакомился с детства и с которой видимо так сильно вдохновился, что эта связь до сих пор его не отпускает. Поэтому даже если мы видим какой-то пейзаж, который он нашел в Норвегии, мы все равно видим в нем что-то финское. И именно вот эта взаимосвязь его с природой, он тоже очень близка финскому человеку. Как вчера на открытии говорил советник по культуре финского посольства, которые подержали эту выставку, что Арно он такой яркий представитель Финляндии. И ему свойственно так называемое финское сумасшествие некоторое. Потому что у них обостренное чувство взаимосвязи с природой.  И очень играющее воображение.

-        И в Китае даже он нашел Финляндию?

-        Да. На самом деле, вы не поймете, что это Китай. Абсолютно не понятно. То есть мы можем видеть линию каких-то гор, каких-то возвышенностей, воду.. Мы можем на каких-то фотографиях прочесть и узнать какие-то знаковые места, географические. Будь то Великий каньон в США, или там водопад Ниагарский. Но зачастую очень сложно распознать, что это за место. И даже по окружающей среде. Поэтому эта фотография она не географическая отнюдь. Он просто любит путешествовать, открывать для себя мир, искать какие-то новые ландшафты. Но эти ландшафты они совершенно не привязаны ни к каким странам. То есть он просто хочет исследовать мир с помощью своей фотографии.

Диктор: Фотографии мастера маскировки таят в себе и другие загадки. Например, совершенно не ясно, как Арно Рафаэлю удается создавать такие удивительные изображения, постоянным героем которых зачастую является он сам.

Анастасия Лепихова: Я бы не сказала, что это в классическом понимании автопортрет. Я не могу его сравнить ни с каким представителем фотографии вообще. И сам-то он не говорит, что он кем-то вдохновлялся и кому-то следовал или пытался кому-то подражать. На самом деле по его фотографиям видно, что здесь он ни от кого не шел и собственно даже нельзя подумать о том, что будут его последователи. Потому что здесь его фотография, она настолько личностная, здесь настолько отражается его видение, его личность, его фантазия, его внутренний мир, что  нельзя его привязать ни к каким фотографам, которые были до него, или каким-либо, которые будут после него. Она по факту безвременна и привязана к самому автору.

-        Потому что через его фотографию идет исследование его личных связей с природой. Как ощущает себя в природе и природу в себе. Это именно такой диалог с природой. Хотя на некоторых его фотографиях мы можем видеть и других людей. И он себя принципиально не ограничивал только жанровым автопортретом. На некоторых фотографиях присутствует он и еще какая-то вторая модель, женщина обычно. На некоторых фотографиях мы можем видеть женский портрет, но на женщине мы можем видеть руки Минккинена, которые также, как и на всех остальных, мы не можем понять, откуда они взялись, откуда они начинаются и где продолжаются.

Диктор: На первый взгляд посетителям выставки может показаться, что работы Минккинена - просто результат виртуозного владения фотошопом. Но как бы ни было трудно в это поверить, все фотографии сделаны на местности, а не перед экраном монитора.

Анастасия Лепихова: эта выставка и фотограф, он вообще не про технологию и не про то, как сделать так. Понятно, что технологии изменились. И если раньше фотографы занимались монтажом, чем этот фотограф принципиально не занимался. Сейчас все можно сделать в фотошопе, но, тем не менее, все же фотография зарождается у нас в голове, как говорит сам Минккинен, все его фотографии представляют собой отражения его идей, которые родились у него в голове. Так вот имеете вы под рукой какие-то технические возможности или не имеете, при этом нужно еще иметь воображение, чтобы что-то сделать. Можно сидеть с полным пакетом программ обработки, но иметь ноль идей. А этот автор как раз полная противоположность.

Диктор: В одном из интервью Минккинен отметил, что представляет собственное творчество в виде картины из пазлов: каждый раз удается найти новый фрагмент общего рисунка, но многие области по-прежнему остаются не закрытыми, и даже не ясно, удастся ли заполнить их за время жизни.

Анастасия Лепихова: сам даже автор производит такое формалистичное деление: у него портфолио разделяется, например, на руки и ноги, отец и сын, деревья и кроны, вода и реки, берега и леса. Но это такие формальные в принципе деления. На самом деле, на мой взгляд, все его работы, в них сквозит такое вот единство подходов, единство смыслов и поэтому делить на серии не представляется возможным.

-        Для меня у этой композиции нет начала и нет конца. Он может сказать все в одной фотографии и может быть недостаточно 100 фотографий, чтобы он все сказал. Потому что для него фотография — это не цель, финальный отпечаток — это не цель. У него есть определенная, сильная взаимосвязь с природой, которая каждый раз, когда он с ней соприкасается, и оставляет отпечаток на нем, а он оставляет отпечаток на природе. В виде фотографии — отпечатка. Поэтому здесь сложно судить, что он сложил или не сложил, удалось ему что-то или не удалось.

-        Знаете, можно найти какие-то повторения, но вот что мне интересно, что несмотря на то, что он использует иногда, как кажется, похожие приемы. В принципе кажется, что его список приемов, он ограничен. Это отражение от водной глади, имитация каких-то элементов природы. Но, тем не менее, ему всегда удается. Если ему удается уже на протяжение 40 лет этим заниматься. Если это не иссякло все, не выдохлось. Значит, у человека есть действительно вдохновение. Значит, действительно у него есть желание и действительно эти сюжеты зарождаются у него в голове. Потому что всегда видно, когда автор: вот серия началась, он работает в ней. И он ее либо заканчивает, либо мы начинаем замечать, что он действительно как-то притянуто за уши, начинает давиться и пальца, повторятся. Вот в этом Арно обвинить никак нельзя.

-        А вы могли бы представить его снимки не черно-белыми, а цветными?

-        Я вам больше скажу. Некоторые снимки, они изначально являются цветными. Особенно сейчас, когда он работает с цифровой техникой, я видела некоторые снимки его в цвете. Но в цвете — совершенно другое. Во-первых, в цвете мы теряем вот это ощущение отпечатка ручного, потому что как я уже говорила, у него современные отпечатки. И даже если мы смотрим, не видя отпечатков, а просто на компьютере, на мониторе. Они выглядят по тонну, по градациям серого, по оттенкам серого точно также как фотография 70-х, когда он снимал принципиально только ч/б и принципиально только на пленку. А сегодня он снимает, скорее всего, как я думаю, сначала на цвет, а потом переводит в ч/б просто для того, чтобы было максимальное количество информации в файле, потому что чтобы этот серый был максимально глубокий, максимально широкий спектр оттенков серого покрывался. Поэтому это чисто такой технический вопрос. Но его работы нигде никогда не представлялись в цвете.

-        Тем не менее, надо ему отдать должное, что он не изменяет своим принципам. Это главное. То есть очень многие фотографы, которые переходят от аналоговой пленки на цифровую камеру, мы видим у них изменения. А он добился того, что мы не видим изменения. То есть, если вы пройдете по выставке, вам покажется, что вся выставка снята на одну камеру, хотя она снималась на разные камеры в разные десятилетия, и сейчас он снимает на цифру, а раньше снимал на пленочную камеру. Поэтому есть, есть фотографы, которые не приемлет цифру, на самом деле даже такие самые ортодоксальные фотографы, которые к нам приезжали, они рано или поздно переходят на цифру. Так что пленка — это конечно, приятно и печатать в темной комнате, это отдельная тема, и отдельное наслаждение, но все-таки в нашем мире удобнее снимать на цифру. Тем более, что  производители всех материалов для аналоговой фотографии потихоньку сворачивают свою деятельность и становится все труднее найти нужные материалы, нужные химикаты.

Диктор: Большую часть своих творческих секретов, если не все, фотограф собирается рассказать на мастер-классе, который должен состояться в конце мая. Точную дату можно будет узнать на официальной сайте Центра фотографии имени братьев Люмьер в Москве.

Анастасия Лепихова: На самом деле, было очень приятно с ним общаться. Достойный человек и интересный и редко такое встречается, что фотограф является не только артистом, художником, он же еще является и преподавателем. Он является профессором Лоуэлского института в Массачусетсе и также является доцентом кафедры фотографии в Хельсинки и также ездит туда преподавать. Так вот интересно, что фотограф является не только творцом, но еще и исследователем. При том его исследования, они достаточно академичны, объективны. И он может рассуждать о своей фотографии объективно и отстранено. Так же, как и о какой-либо другой. И это в нем достаточно ценное качество.

Диктор: Как на Ваш взгляд, что такое современная фотография?

Анастасия Лепихова: На самом деле, вопрос очень сложный, на этот вопрос можно написать несколько диссертаций. И беседовать несколько десятков часов. Вот. Но на сегодняшний день есть фотографы, которые занимаются фотографией, как самостоятельным видом искусства. Фотография, которая ведет свой отчет с конца 19-го века как самостоятельный вид искусства. Есть фотография, которая все чаще называется современной фотографией, которая является просто техникой современного искусства. То есть медиум, который используется. То есть вы занимаетесь современным искусством. Вы можете делать гравюру в технике современного искусства, можете использовать масляную живопись для современного искусства, вы можете делать офорты, вы можете делать фотографию в том числе. Вот некоторые современные художники фотографию используют именно как технику. Хотя безусловно не стоит их вычеркивать из понятия фотографии как таковых, если они претендуют на какие-то заявления в мире современного искусства. Но все равно всегда видно. Когда фотография ради фотографии, а когда фотография ради какого-то концептуального высказывания идет.

Диктор: На счету Минккинена более сотни персональных и двухсот групповых выставок по всему миру. Его работы находятся: в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музее изящных искусств в Бостоне, Галерее американского искусства Аддисон в Андовере; Центре Помпиду, Музее современного искусства и Европейском доме фотографии в Париже; Музее де Л’Элизе в Лозанне, Центре креативной фотографии в Тусоне и в Токио Метрополитен Музее в Японии, среди прочих.

Выставка «Ретроспектива» Арно Рафаэля Минккинена продлится до 25 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве по адресу: Болотная набережная, дом 3, строение 1. Часы работы: с 12 до 21 часа. Понедельник — выходной. Вход платный. До встречи в выставочном зале!





 

 

Композитор Галина Уствольская
Людмила Улицкая - "Лестница Якова"
Московская международная биеннале 2016
К 130-летию Велимира Хлебникова «Мир и остальное»
Этномифологическая сюита “Дети Выдры”. Композитор Владимира Мартынов. На основе двух «сверхповестей» Велемира Хлебникова: «Дети выдры» и «Сангези».
Художник Евгений Ревяков
Выставка графики Кизимира Малевича и художников его круга - Третьяковская галерея на Крымском валу
Художник Эдвард Беккерман "За пределами снов"
Репортаж с акции "Возвращение имен"
"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".
Выставка Валентина Серова в Третьяковской галереи
Эксклюзивное интервью с писательницей Светланой Алексиевич. Нобелевская премия 2015
6-я Московская биеннале современного искусства.
Андрей Красулин и Дмитрий Ракитин - "Рыцари служения делу искусства".
Караваджо и последователи
Художник Дмитрий Гутов
Художник Павел Кузнецов «Сны наяву»
Художник Вадим Воинов
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 3
Галина Маникова «ГЛАЗ ГЛЯДИ»
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 2
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 1
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 2
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 1
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 2.
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 1
Выставка «TobeUs. 100 людей – 100 идей»
Музей современного искусства "Гараж"
Скульптор Александр Колдер
Симпозиум "Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры" В Нижнем Новгороде.
Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума /2
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума/1
Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.
Фотограф Сергей Челноков
Художник Владимир Немухин
Художник Михай Мункачи
Выставка номинантов премии "Инновация" В ГЦСИ.
Выставка "ТАФ-АРТ. Форма. Слово. Пространство" в галерее "Беляево" в Москве
Художник Никита Алексеев
С Еленой Камбуровой говорит - поэт Раиса Ипатова
Святослав Рихтер
Выставка «Шнитке / Schnittke» в Москве
«Гараж» - "Грамматика свободы. Пять уроков"
Художник Константин Батынков - "PROКосмос"
Выставка «Возможность полета» - ГЦСИ
Художник Алексей Ланцев
Mikhail Grobman. Tekstilschiki. 1960 s. "Барбарис", Ирина Тарханова
Архитектор Федор Шехтель
Интервью с Ириной Прохоровой о современной культуре
Памяти Елены Образцовой
Поэт Ника Турбина - вечер памяти в Москве
Художник Пауль Клее в Москве в ГМИИ им. Пушкина
Художник Маруся Соловьева
Художник Владимир Яковлев
IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг
Интервью с художником Владиславом Татариновым
Художник Андрей Красулин «Место присутствия»
Памяти Людмилы Швецовой
"Николай Иванович Бодрягин и его ученики"
Вячеслав Колейчук
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 2
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 1
Художник Геннадий Зубков
Памяти Юрия Любимова
Владимир Стерлигов - "Геометрия природы Стерлигова"
Коллекционер Михаил Алшибая
Фестиваль FIAMP в Москве
Художник Александр Носов
Художник Ирина Нахова
Эрик Булатов "ЖИВУ-ВИЖУ"
Вера Коняшова-«Акт конструкции»
"Взгляни в глаза войны"-выставка
Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ
Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Коломенский пленэр обошелся без конкурса
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 2
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 1
Коломенский пленэр. Часть 2
Коломенский пленэр. Часть 1
Художник Валентин Юшкевич
«Манифеста 10». Часть 2
«Манифеста 10». Часть 1
Фотохудожник Петр Ловыгин
Цифровые приемы и ограничения
Фестиваль театров малых городов России
В защиту Шуховской башни
Волшебный мир хорватского наива
Игорь Пальмин - архитектура и фотография
Оживший русский авангард
«Форпост военных корреспондентов»-2
«Форпост военных корреспондентов»-1
Цикл лекций Марины Калашниковой в ГЦСИ
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 2.
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 1.
Арно Рафаэль Минккинен - «Ретроспектива»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова - «Ре-Конструкции»
Виктор Тимофеев - «Мартовские… иды…»
«Абакумовские чтения»
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка»
Ирина Корина и Дмитрий Гутов - «Фотобиеннале-2014»
Алла Урбан, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина
Владимир Мартынов-«Проект Музыкального Ковчега»
ГЦСИ-«Пространство LICIDA»
Культурный обмен по следам Абакумова
Николай Рахманов-«Алмазная фототека»

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: