Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Волшебный мир хорватского наива.

Интервью с коллекционером Владимиром Тёмкиным.

Диктор: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире программа «Время культуры» и мы приглашаем Вас посетить вместе с нами выставку живописи «Волшебный мир хорватского наива». В Музее наивного искусства в Москве представлены картины 16 художников Хорватии из собрания Владимира Тёмкина. В интервью радио Благо коллекционер рассказал об истории возникновения Хлeбинской школы и о том, как развивалось данное направлении в наивной живописи на протяжении 80 лет своего существования.

Владимир Темкин: Хорватское наивное искусство, то, о чем мы говорим, и в частности есть еще такое понятие «Хлебинская школа», многие слышали об этом. Это искусство художников самоучек из села Хлебине, из ближайших окрестностей, ближайших сел. Вот часто говорят Хлебинская школа. Как таковой школы никогда не существовало. В данном случае, Хлебинская школа — это понятие, обозначающее процесс. То есть никогда не существовало не учеников, не классов, не так-так-так-так, ничего. Идейным вдохновителем и основателем так сказать хлебинской школы был академический хорватский художник Крстов Хегедушич. Родился он в 1921, умер в 1975 году. Вот часть своего детства он провел на родине своего отца в этом селе Хлебине. Закончил Загребскую академию художеств, изящных искусств тогда это называлось. После окончания получил стипендию французского правительства для того, чтобы продолжить дальнейшее обучение в Париже. Как и многие молодые интеллектуалы того времени был увлечен левыми идеями. И находясь в Париже и видя парижскую жизнь, эту интеллектуальную и художественную богему. И находясь под большим впечатлением от увиденного того современного искусства, он делится мыслями со своим приятелем, писателем Мирославом Крлежа, которого считают основоположником современной хорватской литературы. В одном из писем он описывает посещение Лувра и выражает особенное восхищение умением (буквально из письма Хегедушича),  разбойников французов придать своим произведениям особый шарм, изображая в них повседневный быт французского народа. И спрашивает он у Крлеже в письме: «а где же наши празднества, а где же наши прощения (так называемые первопрестольные праздники вот эти все и другие моменты) из повседневной жизни хорватского крестьянина?». Хегедушич постоянно занимается поиском национального самобытного выражения. Вот он как раз увлекался поиском собственного выражения. Там же в Париже он увидел картины на стекле французской художницы Валентины Пракс. Видит эти картины и они напоминают ему старую, пост-баррочную сельскую живопись на стекле. Это так называемые народные иконы, которые он сам неоднократно встречал в своем родном Хлебине. Это как раз «прото», прото-живопись, прото-картины, будущее фирменного стиля живописи на стекле хорватского наивного искусства, это как раз живописная икона на стекле. То есть написанная реверсным способом с обратной стороны стекла. Не на стекле, а как бы за стеклом. И Хегедушич попробовал сам, совмещая какие-то свои направления, свое видение, свое собственное письмо и свой собственный стиль, попробовал писать, в том числе и на стекле. В 26-м году, в 27-м году уже были созданы первые картины на стекле. Вот с этим багажом, после окончания обучения в Париже он возвращается в Хорватию, где продолжает посещать во время пленеров, отдыха Хлебине. И в один из своих приездов он случайно видит в магазине Хлебинском рисунки, выполненные на простой оберточной бумаге. Рисунки его заинтересовали, он поинтересовался у хозяина магазина, кто автор этих рисунков, на что он ему ответил, что это «мой племянник, Иван Генералич». Вот на тот момент Ивану Генераличу было 16 лет. Был еще один молодой крестьянин Франьо Мраза в этом селе. Вот с ними двумя Хегедушич и начал потихонечку заниматься. Ну, что-то как заниматься? Основные приемы он им показал. Дал какие-то установки. Основная установка была на то, чтобы они ничего не выдумывали, ничего не фантазировали, а рисовали в первую очередь то, что видят вокруг. То есть, рисуйте простое, простую свою крестьянскую жизнь. Хегедушич хотел доказать, что талант. В данном случае художественный талант не связан с происхождением и не является привилегией какого-то высокого класса, как это было в случае с академическими художниками. Понятно, что это был явно привилегированный класс.

Диктор: В 1931-м году Хегедушич привлекает своих учеников к участию в выставке «Земля» в Загребе. Демонстрация творчества крестьян вызвала неоднозначную реакцию зрителей, но вместе с тем породила интерес к картинам самоучек. В итоге представители так называемого первого поколения Хлебинской школы стали известны еще до начала Второй мировой войны.

Владимир Темкин: В послевоенные годы Генералич сам становится таким же учителем, как Хегедушеч, потому что выросло второе послевоенное поколение. Также он дает какие-то небольшие наставления для занятия живописи и собирает вокруг себя талантливую молодежь. То вот Драган Гажи также из села Хлебине, Прани Филиппович. В дальнейшем присоединившийся к ним Мийо Ковачич, Иван Веченай. В том числе сын ивана Генералича Йосип Генералич. Чем вызвано было появление художников второго поколения? Какое-то есть особенное, конкретно в этой местности. Большой регион, славящийся своими традициями, и в музыке, и в искусстве, и традиционных ремеслах. И вот в том числе и в живописи. В 50-е к ним приходит признание. Признание приходит конкретно в 54-м году, когда в музее Копривницы. Копривница — это региональный центр данной местности. Тогда в 54-м году были куплены абсолютно все работы на одной из выставок вышеупомянутых крестьянских художников. Хегедушич очень много помогал в этом плане. После войны он занял тоже одно из ключевых мест. Он был директором института графики Югославии, тогда еще Югославии. И помогал продвижению хорватского наива и в том числе представлению его на высоком международном уровне. В частности, помог Хегедушич организовать поездку Генералича в Париж. Два месяца он прожил в Париже в 53-м году, где была его выставка организована персональная в галерее «Мона Лиза». И оттуда и пошла слава европейская, потому что в один из дней выставку посетил известный писатель и журналист Марсель Орланд. Задержался у Генералича на два часа, с удовольствием разглядывал все работы и написал очень большую статью. Сказал «Генералича родила сама земля». Вот оттуда и пошла мировая слава Хлебинского наива, конкретно Генералича. Вот таким образом с появлением второго, а дальше и третьего поколения наивное искусство расширяется и географическ, появляются не только новые центры, не только село Хлебине (Хлебинская щкола, которую мы знаем) и рядом близлежащие села: село Молви, село Гола. Село Горние Шума, родина Мийо Ковачича. И появилось третье поколение, самое многочисленное, свыше двухсот художников. Почему там много? Было первое поколение 3 человека, второе поколение к ним добавилось буквально еще 5-7  человек, вот третье поколение свыше 200 человек. Имеется ввиду и скульпторов. Когда мы говорим о наивных художниках часто имеется ввиду и скульпторы. Есть такая тематика как наивная скульптура. Вот свыше 200 творцов, а в основном все они рождены в 50-е годы прошлого столетия. Почему? Потому что их взросление, в том числе и творческое пришлось на 70-е годы прошлого столетия. Это как раз на время пика максимального интереса к хорватскому наивному искусству. И явление в данном случае, изначально народное крестьянское, конечно, же коммерциализировалось. Бывалые люди говорят, в то время каждый житель. А в то время их было где-то около полутора тысяч жителей насчитывало село. Практически каждый житель хлебенец был наивным художником. И было, доходило до того, что счет при продаже шел не на картины, не на штуки, а на килограммы. Говорить о том, убило это или нет, наивное искусство. Наверное, нет, конечно, хотя определенной точкой перелома это стало, конечно. К счастью, те мастера, которые уже работали, творили, которые уже имели мировое имя. Еще раз говорю, это Иван Генералич, Йосип Генералич, Мийо Ковачич, Иван Веченай, конечно, удалось им сохранить вот это, внутренний стержень, внутренюю культуру крестьянскую.

- Перелом произошел в связи с потерей массового интереса к наивному искусств, совпало со временем начала Гражданской войны, со временем распада Югославии. Понятно, что на время войны галеристы поменяли свои экспозиции, сменился и интерес, другие виды искусства. С уходом такого ажиотажного спроса, честно говоря, осталось очень мало желающих обучаться этим приемам, творить работы. Все, собственно, встало на свои места. И сейчас четвертое насчитывает около пяти человек. Считаю одним из самых талантливых, если не самым талантливым, своего приятеля, большого друга Дражена Тетеца, от Хлебине, который продолжает традицию. Его работы тоже выставлены в галерее. Вот, вот таким образом это, собственно говоря, и завершилось.

Диктор: Отличительной чертой всех хорватских наивных художников является то, что несмотря на творчество и увлечение живописью, они оставались крестьянами и продолжали вести хозяйство наравне с написанием картин. Возможно, благодаря этому живописцам удалось сохранить тот внутренний стержень и крестьянскую культуру, о которой говорит Владимир Тёмкин.

Владимир Темкин: Они и сейчас являются условно говоря крестьянами. Вот все, о ком мы говорим, не смотря на то, что они всемирно признанные художники, такие как Мийо Ковачич, он до сих пор живет на своем хозяйстве. И замечательные виноградники, в которых пропадает каждый день, и кукурузу сеют, убирают, и косят, и сажают картошку и так далее и тому подобное. И мед  гонят там и пчелами занимаются. Все это продолжается, несмотря на то, что человек признан во всем мире. И они были на всех пяти континентах и встречались с президентами, папами, членами королевских семей, они всю жизнь оставались крестьянами. Также Генералич был крестьянином, хотя он вел такой сельский образ жизни, а после войны он был простым учителем рисования в сельской школе Хлебинской.

-        Я хочу привести такой случай. Это было где-то в 70-е года. Понятно, что приезжало много известных и интересных людей в тот регион, в том числе у Ивана Веченая, одного из классиков, умершего в прошлом году в возрасте 92-х лет. Замечательно человек пожил, и замечательно. Я к счастью, был с ним знаком. Подружился он с известным актером, оскороносным голливудским актером Юлом Бриннером, выходцем из России, из эмигрантов, а у них были съемки тогда в Югославии. И Юл познакомился и влюбился в это хорватское искусство и пригласил своего друга Ивана Веченая, наивного художника, к себе, в Америку. Две недели прожили у него в Америке, замечательно отдохнули. А потом он их пригласил еще на недельку к себе отдохнуть на берег океана. На что супруга Вечиная сказала, что к сожалению, они дольше задерживаться не могут, потому что уже созрела кукуруза и нужно собирать урожай. Представляете? Это действительно. Люди были настолько связаны крепко со своей землей, со своим хозяйством. Поэтому творчество творчеством. А хлеб насущный есть хлеб насущный. Вот от этого никогда никуда не ходили далеко.

Диктор: В каталоге к выставке «Волшебный мир хорватского наива» заместитель директора музея наивного искусства Александра Володина отмечает, что данная экспозиция — замечательная возможность увидеть, как один творческий импульс дал начало множеству путей и дорожек, которые выбирали для себя наивные художники.  Ведь на выставке в Москве представлена не только живопись хорватских классиков, воплотивших в себе основные мотивы и черты Хлебинской школы наивного искусства, но и произведения более поздних поколений художников, нашедших свой собственный выразительный стиль.

Владимир Темкин: На выставке представлены работы четырех поколений. К сожалению, не большая, но все таки авторская литография Ивана Генералича присутствует на выставке. На выставке присутствуют работы художников второго поколения: Мийо Ковачич, Иван Лацкович, Йосип Генералич, Мартин Мехкек. Третьего поколения, это которые достаточно известные имена: Степан Иванец, Нада Швегович Будай, к сожалению, умершая. Это я называю художников, работы которых находятся в постоянной композиции Музея наивного искусства в Загребе. Это признанные художники, написано огромное количество статей, написаны монографии. Ряд художников, которые, скажем так, стоят на пороге истории, на пороге такого вот. Они, конечно же являются признанными и самостоятельными художниками, но вот работы-то их не экспонируются. Это Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец, чуть выше упомянутый Дражен Тетец. И вот представители третьего поколения — Владимир Иванчан, Мирко Хорват, Иван Андрашич, Бисерка Златар. Вот из 16 художников, представленных на этой выставке, троих я, по понятным причинам, не застал. Это Иван Генералич, он умер в 92м году, и Йосип Генералич и Иван Лацкович, они умерли в 2004 году. Со всеми остальными 13-ю художниками я близко знаком, приятельствую. С кем-то приятельствую, с кем-то крепко дружу, часто с ними встречаюсь. Понятно, что все картины, которые выставляются на данной выставке, все приобретены мною лично у художников. Причем даже я обсуждал замысел создания некоторых картин с авторами, видел процесс создания некоторых картин. То есть вот для меня это не просто покупка. Для меня это не просто коллекционирование или собирание. Для меня это скорее приобретение друзей, замечательного общения, разговоров на эту тему. Я не плохо знаю хорватский. Каждая картина вот связана, я могу о каждой картине что-то рассказать: об истории создания, о художнике и так далее и тому подобное.

Диктор: Впервые о наивном искусстве заговорили в конце 19го века, когда в Париже были показаны работы Анри Руссо, который писал картины не имея образования и должного навыка для создания произведений в повсеместно принятом классическом стиле. Почему Хлебинская школа в Хорватии стала уникальным культурным явлением даже в сфере наивного искусства рассказал Владимир Тёмкин.

Владимир Темкин: Считается, что хорватский наив как понятие является сложившимся историческим процессом. Так считают искусствоведы, музейщики. Ну, собственно говоря, наверное и те люди, которые любят и занимаются. Всему свой срок. ...понятие школ в наивном искусстве не существует... занимались живописью профессионально, но оставались при этом наивными художниками. Первый критерий — отсутствие образования... Не такое оно и наивное, это наивное хорватское искусство. Действительно, очень профессионально сделано. Нужны годы, чтобы научиться.

Диктор: Картины на стекле хорватских художников в ярких сочных красках, детально прорисованные, столь хрупкие и одновременно ценные, представляют быт обычных крестьян на редкость праздным и радужным. Коллекционер Владимир Тёмкин уверяет, несмотря на фантастичность цветовой гаммы и выбранных образов, жизнь в хорватских селах устроена именно так.

Владимир Темкин: Наивная подровская живопись характеризуется мотивами из повседневной деревенской жизни, спокойными пейзажами, а также живым локальным цветом, особенно характерным для уникальной техники живописи на стекле. Мотивы, цвета и техника настолько типичны, что картину Хлебинской школы в равной степени узнают и мировые эксперты, и критики, и простые любители... Это реверсная живопись, нужно иметь хорошее абстрактное мышление: начинать с бликов и слой за слоем покрывать картину. Поэтому это дело достаточно сложное.

Диктор: Хлебинская школа наивных живописцев за период своего существования пережила как полное отрицание и преследование, так и всеобщее признание и любовь. По свидетельству искусствоведов, период развития феномена Хлебинской школы подошел к концу. На вопрос, что ждет наивное искусство в будущем, согласился ответить наш собеседник, коллекционер Владимир Тёмкин.

Владимир Темкин: Я думаю, что наивное искусство ждет очень большое будущее. Восприятие меняется. Я имею возможность путешествовать немного и вижу, посещаю мероприятия, связанные с наивным искусством. Удавалось мне это и в Испании, и во Франции, увидеть выставки наивных художников. И понятно, что основная масса вот тех европейских художников, мы друг друга знаем по сообществу в Фейсбуке. И я вижу, как они организуют то там, то там мероприятия, абсолютно замечательных, находящие отклик, находящие поддержку и в плане организации и в плане какого-то дальнейшего продвижения. К наивному искусству уже, по крайней мере в Европе относятся как к самостоятельному направлению. Как к возможности не только выразит свои чувства, эмоции, но и возможность продать свои работы. И быть в этом плане признанным. Тоже самое, я думаю, происходит и у нас. Во времена Советского Союза коллекционирование, покупка предметов искусства для своего интерьера, по понятным причинам это у нас не получило должного развития, то сейчас потихонечку люди покупают с удовольствием живопись не только профессиональную, а в том числе и наивных художников. Какая разница наивный/не наивный, он творец и если это настоящее произведение искусства, то оно трогает душу, не так ли? В этом плане я хочу отметить моего приятеля и замечательного художника из Казани Альфрида Шаймарданова, нашего современного художника. Еще раз подчеркиваю, не человека пожилого возраста, так определенно маргинала, а человека, который вполне профессионально занимается наивным искусством. Пусть не имея образования, но пишущим замечательные картины, организующим собственные замечательные персональные выставки. У него достаточно много выставок прошло в Москве. И я так думаю, что все будет хорошо. Больше людей и сами занимаются, пытаются самовыражаться и тем самым признают и понимают больше людей окружающих. Происходит обмен. Человек, который в состоянии понять и принять любое (какая разница) академическое, хоть не академическое искусство, тем самым купит и повесит у себя работу и наивного художника.

Диктор: Выставка продлится до 6 июля в Музее наивного искусства по адресу: Москва, Измайловский бульвар, дом 30. Подробнее на сайте музея. Программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в выставочном зале!

Композитор Галина Уствольская
Людмила Улицкая - "Лестница Якова"
Московская международная биеннале 2016
К 130-летию Велимира Хлебникова «Мир и остальное»
Этномифологическая сюита “Дети Выдры”. Композитор Владимира Мартынов. На основе двух «сверхповестей» Велемира Хлебникова: «Дети выдры» и «Сангези».
Художник Евгений Ревяков
Выставка графики Кизимира Малевича и художников его круга - Третьяковская галерея на Крымском валу
Художник Эдвард Беккерман "За пределами снов"
Репортаж с акции "Возвращение имен"
"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".
Выставка Валентина Серова в Третьяковской галереи
Эксклюзивное интервью с писательницей Светланой Алексиевич. Нобелевская премия 2015
6-я Московская биеннале современного искусства.
Андрей Красулин и Дмитрий Ракитин - "Рыцари служения делу искусства".
Караваджо и последователи
Художник Дмитрий Гутов
Художник Павел Кузнецов «Сны наяву»
Художник Вадим Воинов
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 3
Галина Маникова «ГЛАЗ ГЛЯДИ»
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 2
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 1
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 2
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 1
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 2.
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 1
Выставка «TobeUs. 100 людей – 100 идей»
Музей современного искусства "Гараж"
Скульптор Александр Колдер
Симпозиум "Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры" В Нижнем Новгороде.
Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума /2
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума/1
Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.
Фотограф Сергей Челноков
Художник Владимир Немухин
Художник Михай Мункачи
Выставка номинантов премии "Инновация" В ГЦСИ.
Выставка "ТАФ-АРТ. Форма. Слово. Пространство" в галерее "Беляево" в Москве
Художник Никита Алексеев
С Еленой Камбуровой говорит - поэт Раиса Ипатова
Святослав Рихтер
Выставка «Шнитке / Schnittke» в Москве
«Гараж» - "Грамматика свободы. Пять уроков"
Художник Константин Батынков - "PROКосмос"
Выставка «Возможность полета» - ГЦСИ
Художник Алексей Ланцев
Mikhail Grobman. Tekstilschiki. 1960 s. "Барбарис", Ирина Тарханова
Архитектор Федор Шехтель
Интервью с Ириной Прохоровой о современной культуре
Памяти Елены Образцовой
Поэт Ника Турбина - вечер памяти в Москве
Художник Пауль Клее в Москве в ГМИИ им. Пушкина
Художник Маруся Соловьева
Художник Владимир Яковлев
IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг
Интервью с художником Владиславом Татариновым
Художник Андрей Красулин «Место присутствия»
Памяти Людмилы Швецовой
"Николай Иванович Бодрягин и его ученики"
Вячеслав Колейчук
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 2
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 1
Художник Геннадий Зубков
Памяти Юрия Любимова
Владимир Стерлигов - "Геометрия природы Стерлигова"
Коллекционер Михаил Алшибая
Фестиваль FIAMP в Москве
Художник Александр Носов
Художник Ирина Нахова
Эрик Булатов "ЖИВУ-ВИЖУ"
Вера Коняшова-«Акт конструкции»
"Взгляни в глаза войны"-выставка
Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ
Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Коломенский пленэр обошелся без конкурса
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 2
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 1
Коломенский пленэр. Часть 2
Коломенский пленэр. Часть 1
Художник Валентин Юшкевич
«Манифеста 10». Часть 2
«Манифеста 10». Часть 1
Фотохудожник Петр Ловыгин
Цифровые приемы и ограничения
Фестиваль театров малых городов России
В защиту Шуховской башни
Волшебный мир хорватского наива
Игорь Пальмин - архитектура и фотография
Оживший русский авангард
«Форпост военных корреспондентов»-2
«Форпост военных корреспондентов»-1
Цикл лекций Марины Калашниковой в ГЦСИ
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 2.
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 1.
Арно Рафаэль Минккинен - «Ретроспектива»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова - «Ре-Конструкции»
Виктор Тимофеев - «Мартовские… иды…»
«Абакумовские чтения»
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка»
Ирина Корина и Дмитрий Гутов - «Фотобиеннале-2014»
Алла Урбан, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина
Владимир Мартынов-«Проект Музыкального Ковчега»
ГЦСИ-«Пространство LICIDA»
Культурный обмен по следам Абакумова
Николай Рахманов-«Алмазная фототека»

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: