Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Репортаж с митинга в защиту Шуховской башни в Москве.

Диктор: Добрый день, дорогие радиослушатели! В эфире «Время культуры».

На днях в Москве прошел митинг в защиту Шабаловской телебашни от переноса на новое место расположения. В этой программе мы расскажем вам о непростой ситуации, которая сложилась вокруг телебашни архитектора Владимира Шухова.

Общественная кампания за сохранение памятника архитектуры на прежнем месте с условием капитальной реставрации перешла в активную фазу около трех месяцев назад. 7 марта Минкомсвязь России внесло проект Постановления Правительства, в котором предлагается разобрать объект культурного наследия, отреставрировать и собрать на новом месте. «В целях сохранения башни» — поясняет ведомство в упомянутом документе. Такой план действий назван двухэтапной реставрацией.

Однако оппоненты данного проекта, среди которых общественные деятели, представители экспертного сообщества, жители района Шаболовка, уверены: демонтаж конструкции приведет к безвозвратной потере величайшего памятника архитектуры. Общественное движение «Архнадзор» написало открытое письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой не подписывать предложенное постановление. По мнению активистов, это проект уничтожения мирового шедевра инженерной и архитектурной мысли. На митинге в защиту Шуховской башни координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин подробно рассказал о том, что содержалось в письме.

Рустам Рахматуллин: - Да, действительно, мы написали письмо против постановления... В чем оно состоит, мы это знаем. Главные его положения, это рамочные положения. Первое условие любого дальнейшего проектирования, конкурирования проектировщиков — это разборка башни, ее демонтаж, слова тут могут быть любые. Второе рамочное условие — возможность строительства, сборки (любые слова) на новом месте. Представьте себе конкурсантов, у частников тендера на такие работы. Я вас уверяю, их может быть очень много! Уровень, этический, этих «реставрационных» организаций, с позволения сказать, будет самый низкий. То есть люди, которые заведомо соглашаются поучаствовать в тендере на снос Шуховской башни и ее строительство в новом месте, эти люди, от которых добра не жди. Понятно, что гораздо труднее участвовать в конкурсе на реставрацию башни на ее собственном месте в воздухе или местами на земле. Таким образом, вот эти два положения в проекте Постановления правительства нас категорически не устраивают. Почему еще? Потому что правительство не должно задавать реставраторам такие рамки. Реставратор, выходя на объект, сам приходит к выводу. Архитектор-реставратор, инженер-реставратор, относительно того, каким образом ему работать с этим памятником.

- И ведь у нас есть проект реставрации, он существует, он выполнен согласно постановлению Правительства от 2010 года, на что не все обращают внимание. Проект реставрации был готов, выполнен на бюджетные федеральные деньги, его заказчиком были ведомства связи. Та же самая РТРС (Российская теле-радио трансляционная сеть). В этом проекте показано, что можно демонтировать (например, верхние поздние части конструкции, перегружающие Шуховскую конструкцию), с чем можно работать на земле, с чем можно работать на месте. Это (повторю) дело реставраторов. Прошло несколько лет, проект нуждается в корректировке, но не более того. Он уже выполнен и выполнен на деньги федерального бюджета. Новое постановление правительства России означает, что мы заново вкладываем деньги в проектирование.

- Таким образом от председателя правительства мы просим не создавать рамку для разработки нового проекта реставрации, а позволить скорректировать старый. Почему старый не дошел до дела. Пункт первый — заказчик положил его под спуд.  Почему? Это пункт второй. Потому что он не получил положительного заключения Главгосэкспертизы. Почему он не получил положительную экспертизу, потому что кончился срок действия постановления, кончилась временная рамка и изменились цены. Следовательно — чего мы хотим от правительства России? Чтобы в его постановлении была новая временная рамка и новая бюджетная рамка, которая бы позволила этот скорректированный проект провести через все стадии экспертизы. Вот все, что нам нужно. Таким образом, нам действительно нужно постановление правительства России. Но не такое, совсем другое. И в этом постановлении нужна еще одна часть, касающаяся формы собственности и пользования. Потому что уже ясно, что ведомства связи не будут эту башню использовать. У них есть для этого (вероятно) вполне веские основания. И башня давно не используется. Значит, другим разделом этого постановления должно быть либо смена собственника, либо смена пользователя. В первом случае Росимущество может быть заменено на Мосимущество, а это означает передачу памятника Москве. Во втором случае Росимущество как собственник может распорядится памятником по-новому. Сделать его, предположим, филиалом Политехническим музеем. Эта мысль завоевывает, как мне кажется, все больше и больше сторонников и сам Политехнический музей высказывается об этом одобрительно. Таким образом, канва и даже буква постановления совершено понятны. Не знаю, нужно ли повторить это еще раз: новые сроки, новый бюджет, корректировка существующего проекта, новый собственник или новый пользователь. А вовсе не разборка и строительство на другом месте. Поэтому мы просим председателя Правительства попросту не подписывать то, что готово к подписанию и поручить подготовку совершенно другого постановления.

Диктор: Российская телевизионная и радиовещательная сеть или РТРС, в хозяйственном ведении которой последние 12 лет находится телебашня, настаивает на том, что памятник архитектуры перешел из предаварийного состояния в состояние последовательного разрушения. По данным предприятия, коррозии, деформации и иным повреждениям подверглись почти 70% элементов конструкции объекта. В случае обрушения башни радиус поражения составит 150 метров — говорится в официальном пресс-релизе РТРС.

С подобной оценкой не согласны многие ученые и инженеры, изучающие наследие выдающегося архитектора 20 века Владимира Шухова. Изобретенные им геперболоидные формы конструкции удивительно прочные и легкие по своей природе. Решетчатое или кружевное строение башни позволяет существенно снизить ветровую нагрузку, которой подвержены монолитные высотные сооружения. О падении башни не может идти и речи — считает профессор МархИ, историк архитектуры и градостроительства Наталья Душкина. Архитектор тоже выступила на митинге и привела пример Нижнего Новгорода, где еще недавно существовало две башни по проекту Шухова.

Наталья Душкина: - Я, конечно, должна сказать, что мы защищаем шедевр мирового уровня, все мы это знаем. И мы защищаем мощь русской мысли и русского духа. Потому что Шухов является его олицетворением. И такая реакция острая внутри страны и во всем мире связана с тем, что это знаковое сооружение, уникальное, острое, потрясающее наше воображение и наши эстетические чувства, потому что это красавица

- Второе, что должна сказать, наследие 20го века совершенно не защищено в Москве. Взять уникальные постройки авангарда, они все прозябают на самом низком региональном уровне. И, конечно, защищать этот пласт наследия, при таком отношении официальных властей бесконечно сложно. Про постройки Мельникова... И квинтэссенцией этой проблемы стала Шуховская башня. Недавно был клич брошен нашим государством: давайте возрождать русскую инженерную науку. Без инженерной мысли Россия не движется вперед. Это было написано во всех газетах. И на этом фоне мы подрубаем под корень то, что является символом инженерного достижения России этого века, будущего и на все века, если нам удастся сохранить эту башню.

Есть чудесный позитивный пример, хотя он начинался с трагедии. Это Нижний Новгород, две замечательные башни: Шухова гиперболоидные, пятиярусные на 25 метром ниже Шуховской башни. Одну, конечно, варварски подпилили, свалили и продали на металлолом. У второй было подпилено и выбито 16 ног, 16 опор, а она выдержала и стояла. И мы знаем это. Но когда нам Минсвязи рассказывает, что башня сейчас упадет, что она упадет с поражением 150 метров, всему этому верить нельзя, потому что Шуховские конструкции благодаря уникальности этого изобретения, чрезвычайно гибкие и устойчивые, надо приложить механическую энергию для того, чтобы было совершено это падение. В Новгороде нашлись люди, энтузиасты, это раз, наши отечественные и международные. Государственная власть нашла в себе волю в лице такого одиозного героя как Валерий Павлович Шанцев, заместитель мэра Москвы. Он уехал туда в Нижний Новгород, но и он понял, что это знак Нижнего Новгорода. Были изысканы деньги, наращены ноги, башня была отреставрирована, была проведена консервация и превращена в великолепный туристический объект, выполнено благоустройство территории. В нашей стране в 4 часах езды есть пример того, как это надо сделать. И мы должны идти этим путем. У меня сейчас все надежды на наших инженеров, честных людей, которые участвовали в обследовании это башни, они должны консолидировать свои усилия. Уйти от политики «разделяй и властвуй», которой пользуются очень успешно. Нельзя попадаться на это! Соединить усилия и разработать возможный инженерный путь решения этой проблемы делать очень быстро. И мой лозунг «не дадим срубить русскую красавицу!».

Диктор: Выступление Натальи Душкиной на митинге логично продолжилось сообщением историка инженерии, автора проекта «Москва глазами инженера» Айрата Багаутдинова. Он рассказал о вкладе Владимира Григорьевича Шухова в развитие советской и мировой инженерной мысли.

Айрат Багаутдинов: - Много говорится об архитектурном значении этого памятника, но, правда, и Наталья и многие другие подчеркивали и инженерное значение. И это значение для меня является важным и определяющим как для строителя. Хотя я закончил кафедру железо-бетонных конструкций, но Владимир Григорьевич всегда был человеком значимым и …. настоящий инженер обладает методом... используя этот метод.. может сделать все, что угодно... фигура должна стоять в одном ряду с Да Винчи... это еще и мемориальное значение...

-                   Во-первых, 100 лет русская инженерная мысль была впереди всей планеты.. до недавнего времени была строительная инженерия.. выдающиеся ученые.. и во многом Шухов заложил... призываю гордиться и символом стала Шуховская башня.. обывателю кажется, чтобы она была высокой, но для инженера важно, чтобы башня служила отечеству.. Экономика... 3й фактор — до недавнего времени. Последние лет 20 несколько приходит в упадок строительная мысль... и поэтому башня несет педагогический посыл!..

-                   ВГ Шухов не только башню построил.. рынки, стадионы, выставочные залы научился делать пространственные перекрытия...

-                   Призываю гордиться историей, соотечественниками и наша гордость должна выражаться в том, что мы должны беречь, ценить сохранять и продвигать. .. Сохраним Шуховскую башню, друзья!

Диктор: Примерно за полтора часа митинга Айрат Багаутдинов вместе со студентами-инженерами построил макет одного яруса Шуховской башни из деревянных реек. Присутствующие своими глазами увидели, как из набора разрозненных деталей инженерная мысль способна создать изящную архитектурную конструкцию.

Оригинальная Шуховская башня состоит из 6 ярусов по 25 метров каждый. Для строительства было использовано почти триста металлических стержней и тысячи заклепок. Все элементы конструкции подгоняли на месте под личным руководством архитектора Шухова. Оппоненты проекта постановления подчеркивают, что башня не разборная и в случае демонтажа ее придется просто распиливать. Ведущий митинга Николай Васильев, кандидат искусствоведения, генеральный секретарь российского отделения Международной организации по охране архитектурного наследия 20 века, рассказал следующее.

Николай Васильев: - К сожалению, мы немножечко опасаемся того, что если башню разберут, ее не смогут собрать. Потому что есть методы реставрации, связанные с разборкой, это не самое страшное. Самое страшное в том, что мы не умеем сейчас сделать так, как делал Шухов, мы должны заново учиться это делать.

- Все это начиналось в 1895 году, когда Шухов сделал первую опытную башню на заводи Бари. В 1896-м году на Нижегородской выставке и дальше это пошло по всему миру. Но самая большая, самая эффектная многоярусная башня продолжает до сих пор стоять на Шаболовке на старой улице Москвы, где мы все живем или если мы гости, мы все равно это место знаем и любим. Еще раз спасибо, приходите к башне просто так поздороваться, что она стоит, поучаствуйте сами, придумайте, чем можно помочь, здесь не бывает маленьких дел, все важно для сохранения нашего наследия. И здесь башня это главнейший шаг, который у нас есть.

Диктор: Силуэт Шаболовской башни много лет оставался символом советского телевидения. Любимый всеми «Голубой огонек» и многие другие телепередачи того времени выходили с изображением башни Шухова на заставке. Поэтому судьба памятника архитектуры волнует не только экспертное сообщество и студентов. На митинге в защиту Шуховской башни выступила популярная телеведущая Татьяна Лазарева.

Татьяна Лазарева: Спасибо, что вы все пришли, потому что ситуация с шуховской башней, насколько я вникла, сейчас не очень оптимистическая. Сейчас пока все на этапе.. судьба ее.. рассматривается снос и перенос. И возможно все так и произойдет и вообще сейчас много происходит так, как нам бы не хотелось..

Хочется верить, что и после 18 года эта страна будет существовать и очень хотелось бы, чтобы в этом городе все оставалось так, чтобы нам не было стыдно. И исторический облик Москвы, они понимают, насколько это ценно и важно.. ты будешь ходить, вздыхать.. а если в Парк Горького, но не останется какой-то личной истории, которая должна быть у каждого в этом городе, потому что это столица... Только от нас зависит его дальнейшая жизнь и судьба.

Диктор: Вот уже три месяца инициативная группа москвичей старается привлечь внимание к сложившейся ситуации. Под обращением за сохранение Шуховской башни на прежнем месте на Шаболовке поставили свои подписи почти 25 тысяч человек. Против варианта разбора и переноса башни выступили всемирно известные архитекторы и руководители европейских инженерных обществ, российские инженеры, ученые, архитекторы, реставраторы. Неравнодушные горожане создали инициативную группу «Шаболовка», проводили бесплатные экскурсии, рассказывали местным жителям об изобретениях Шухова, устраивали конкурсы, выставки. Представитель инициативной группы Мария Фадеева поделилась с собравшимися на митинге опытом организации кампании по спасению памятника архитектуры.

Мария Фадеева: Я не историк архитектуры и так далее, для меня эта история началась 8 марта.. Обнаружилось за три месяца, что, действительно, не так сложно начать что-то делать, что-то придумывать, находить людей.. сделать плакаты, придумать экскурсию.. я как часть инициативной группы, мы придумали идею культурного кластера, который нам кажется очень важным.. Я была на том странной встрече с жителями.. насколько она им дорога.. может стать центром района.. есть москвичи, есть люди, которые любят свой район. У них может быть своя культурная жизнь, важно, чтобы сохранился этот пласт. Для сегодняшний людей этот пласт является той самой старой Москвой. Про Сашу Селиванову.. когда у нас есть не только Парк культуры, а настоящая городская среда, где мы можем создавать свою городскую культуру.

Диктор: Историк архитектуры, участник инициативной группы и житель района Шаболовка Александра Селиванова в своем выступлении обратила внимание на то, что Шуховская башня не единственный памятник архитектуры авангарда, нуждающийся в реставрации. Только в Шаболовском районе сохранилось около 70-ти уникальных зданий, построенных в те же годы вслед за Радиобашней Шухова.  Из них 21 здание числится в списках культурного наследия. В связи с чем, москвичи предлагают объединить существующие в районе образовательные центры и объекты исторического наследия для создания культурного кластера с Шуховской башней в центре него. Вот, что рассказала Александра Селиванова.

Александра Селиванова: - Мы все привыкли к тому, что последние лет 10 идет борьба за сохранение культурного наследия. Это действительно уникальная история, потому что мы привыкли считать ценным наследием древние постройки, эпохи модерна, но авангард такой всеобщей любви не вызывает. И башня Шухова это уникальная история, благодаря которой, может быть, нам всем удастся привлечь внимание к проблемам и других памятников, потому что они в крайне плачевном состоянии. Но это действительно, без преувеличения, шедевры мирового значения!

Действительно, важно видеть не только памятник, но и среду, в которой он находится. В случае с Шаболовкой это место с первоклассными объектами вроде дома Коммуны.. это все сконцентрировано в пешей доступности.. И поэтому мы и пытаемся продвигать идею кластера..

мы бы могли организовать кампанию краудфайндинговую. В первую очередь мы сейчас видим, что... на экспертизу собрать .. на нашем сайте Шухов-сос.ру

попробуем собрать деньги на то, чтобы пригласить специалистов, международную команду, чтобы они могли сделать не предвзятые выводы о ее истинном состоянии сейчас.

Диктор: В завершении митинга участники приняли и подписали резолюцию, требования которой озвучил ведущий митинга, историк архитектуры Николай Васильев.

Николай Васильев: - Мы требуем обеспечить профессиональное проведение научной экспертизы настоящего состояния башни. Разработать рекомендации и техническое задание для реставрации на месте постройки. Все это должны быть сделано открыто с привлечением квалифицированных экспертов, инженеров.

Передать памятник из ведения Минкомсвязи городу Москве или Минкульту Российской Федерации и рассмотреть вопрос о передаче земельного участка под башней в пользование министерству культур или новому ведомству, взявшему на себя обязательства сохранить башню в прежнем месте.

Привлечь к ответственности лиц, ненадлежащим образом эксплуатирующих башню и не принесших своевременных мер по ее сохранности согласно 73му федеральному закону.

Выделить в бюджете соответствующие средства на реставрацию и соответственно разобраться, куда подевались предыдущие.

Провести открытый конкурс на выполнение работ по реставрации башни на месте постройки. Соответственно сделать в кратчайшие сроки международной профессиональной экспертизы. Конкурс должен быть нацелен на результат. Не на минимизацию денег, а собственно на сохранение аутентичной башни.

Соответственно после этого (это очень важно для всех памятников, для башни стократно), после реставрации обеспечить доступ всех граждан на территорию башни, доступ к памятнику. И важно (последнее) тоже символический момент, очень важный, повысить статус охранный башни на федеральный уровень. В перспективе после реставрации поставить его на всемирное наследие при ЮНЕСКО. Этим тоже занимается специальный комитет при Правительстве, при МИДе.

Победа должна быть за нами, потому что отступать уже некуда. Это вещь первейшей ценности для всей истории Москвы. Не только вот для района Шаболовки, но и для всей страны.

- Башня Имеет символическое значение для истории Москвы. Как сказал Кутузов почти 200 лет тому назад — отступать некуда. Позади Москва. То есть у нас ничего не останется, если мы утратим башню.

Диктор: В настоящий момент проект постановления Правительства о переносе башни на другое место находится на рассмотрении у премьер-министра Дмитрия Медведева с отрицательной визой Министерства культуры России. Поэтому все еще остается надежда, что документ не будет подписан.

Программа «Время культуры» подошла к концу!

До встречи на экскурсии к памятникам архитектуры!

Композитор Галина Уствольская
Людмила Улицкая - "Лестница Якова"
Московская международная биеннале 2016
К 130-летию Велимира Хлебникова «Мир и остальное»
Этномифологическая сюита “Дети Выдры”. Композитор Владимира Мартынов. На основе двух «сверхповестей» Велемира Хлебникова: «Дети выдры» и «Сангези».
Художник Евгений Ревяков
Выставка графики Кизимира Малевича и художников его круга - Третьяковская галерея на Крымском валу
Художник Эдвард Беккерман "За пределами снов"
Репортаж с акции "Возвращение имен"
"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".
Выставка Валентина Серова в Третьяковской галереи
Эксклюзивное интервью с писательницей Светланой Алексиевич. Нобелевская премия 2015
6-я Московская биеннале современного искусства.
Андрей Красулин и Дмитрий Ракитин - "Рыцари служения делу искусства".
Караваджо и последователи
Художник Дмитрий Гутов
Художник Павел Кузнецов «Сны наяву»
Художник Вадим Воинов
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 3
Галина Маникова «ГЛАЗ ГЛЯДИ»
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 2
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 1
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 2
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 1
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 2.
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 1
Выставка «TobeUs. 100 людей – 100 идей»
Музей современного искусства "Гараж"
Скульптор Александр Колдер
Симпозиум "Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры" В Нижнем Новгороде.
Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума /2
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума/1
Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.
Фотограф Сергей Челноков
Художник Владимир Немухин
Художник Михай Мункачи
Выставка номинантов премии "Инновация" В ГЦСИ.
Выставка "ТАФ-АРТ. Форма. Слово. Пространство" в галерее "Беляево" в Москве
Художник Никита Алексеев
С Еленой Камбуровой говорит - поэт Раиса Ипатова
Святослав Рихтер
Выставка «Шнитке / Schnittke» в Москве
«Гараж» - "Грамматика свободы. Пять уроков"
Художник Константин Батынков - "PROКосмос"
Выставка «Возможность полета» - ГЦСИ
Художник Алексей Ланцев
Mikhail Grobman. Tekstilschiki. 1960 s. "Барбарис", Ирина Тарханова
Архитектор Федор Шехтель
Интервью с Ириной Прохоровой о современной культуре
Памяти Елены Образцовой
Поэт Ника Турбина - вечер памяти в Москве
Художник Пауль Клее в Москве в ГМИИ им. Пушкина
Художник Маруся Соловьева
Художник Владимир Яковлев
IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг
Интервью с художником Владиславом Татариновым
Художник Андрей Красулин «Место присутствия»
Памяти Людмилы Швецовой
"Николай Иванович Бодрягин и его ученики"
Вячеслав Колейчук
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 2
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 1
Художник Геннадий Зубков
Памяти Юрия Любимова
Владимир Стерлигов - "Геометрия природы Стерлигова"
Коллекционер Михаил Алшибая
Фестиваль FIAMP в Москве
Художник Александр Носов
Художник Ирина Нахова
Эрик Булатов "ЖИВУ-ВИЖУ"
Вера Коняшова-«Акт конструкции»
"Взгляни в глаза войны"-выставка
Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ
Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Коломенский пленэр обошелся без конкурса
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 2
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 1
Коломенский пленэр. Часть 2
Коломенский пленэр. Часть 1
Художник Валентин Юшкевич
«Манифеста 10». Часть 2
«Манифеста 10». Часть 1
Фотохудожник Петр Ловыгин
Цифровые приемы и ограничения
Фестиваль театров малых городов России
В защиту Шуховской башни
Волшебный мир хорватского наива
Игорь Пальмин - архитектура и фотография
Оживший русский авангард
«Форпост военных корреспондентов»-2
«Форпост военных корреспондентов»-1
Цикл лекций Марины Калашниковой в ГЦСИ
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 2.
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 1.
Арно Рафаэль Минккинен - «Ретроспектива»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова - «Ре-Конструкции»
Виктор Тимофеев - «Мартовские… иды…»
«Абакумовские чтения»
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка»
Ирина Корина и Дмитрий Гутов - «Фотобиеннале-2014»
Алла Урбан, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина
Владимир Мартынов-«Проект Музыкального Ковчега»
ГЦСИ-«Пространство LICIDA»
Культурный обмен по следам Абакумова
Николай Рахманов-«Алмазная фототека»

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: