Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Дыхание, дрожание, пульсация тайны в картинах Валентина Юшкевича.

Диктор: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире программа «Время культуры» и сегодня мы расскажем вам о новом важном событии в культурной жизни  Москвы и Подмосковья. В столице, в редакции историко-культурного журнала «Наше Наследие» открылась выставка живописи Валентина Юшкевича. Уникальный самобытный художник, творчество которого можно отнести к наивному искусству, при жизни служил священником в церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» на Калитниковском кладбище Москвы. Впервые писать картины он начал в 80-м году в возрасте 44 лет. И за 16 лет творчества художник успел создать более 1000 произведений: акварели на бумаге и картоне, картины, написанные в смешанной технике, а также масляные холсты.

В художественной среде Москвы 90-х годов Валентина Юшкевича уже хорошо знали и звали Батюшкой, по аналогией с таможенником Руссо. На рубеже веков многие картины отца Валентина был вывезены из страны, их судьба до сих пор не известна. Большая часть существующей в настоящее время коллекции хранится в Калининграде в музее As...is Presentorium.

Это независимая художественная акция — уточнил нашему корреспонденту один из создателей музея, Дмитрий Сорокин. Именно он принес в журнал «Наше Наследие» каталог работ Батюшки с просьбой опубликовать статью о художнике. Арт-директор журнала Елена Пашутина рассказала, что как только они с коллегами увидели картины Юшкевича в каталоге, так сразу решили провести выставку художника в камерном зале редакции.

Елена Пашутина: А вы знаете, этот альбом принес к нам в редакцию коллекционер, галерист Дмитрий Сорокин. Заместитель редактора показал его мне, этот альбом, и мы сразу решили проводить у нас выставку, хотя обычно у нас проходят выставки художников, которые окончили Суриковский институт, Репинскую академию, Строгановское училище. Валентин Юшкевич не относился к профессиональным художникам.  Это художник наивный, можно сказать художник-примитивист, обратившийся к творчеству в 44 года, необычайно одаренный, самобытный, с ярким художественным видением. А это все черты, которые всегда привлекали нашу редакцию. Может быть художник профессиональным, но в творчестве вторичным. В случае с Юшкевичем мы столкнулись с тем, что это свой не на кого не похожий мир.. свободный от норм и канонов... в данном случае это очень яркое необычное явление, даже если обратиться в мир художников этого направления.. в Москве есть Музей наивного искусства... они выпустили альбом со статьей Аллы Зайцевой..

Я думаю то, что очень многие работы находятся в частных коллекциях, они оценены, и коллекционеры не только хранят, но и очевидно та любовь, с которой он относился к миру, в его работах есть и она передается тем, кто ими владеет.

После того, как мы решили делать выставку несколько человек помогали создать экспозицию.. Юрий Петкевич... познакомил с Сергеем Ивановым, большая часть его коллекции, небольшое количество Дмитрия Сорокина и одна работа из галереи Арт Наив.. я сначала боялась, что она может стать не полноценной.. но вот поразительное дело талант его столь ярок и выражен, что сказать, что одна работа слабее другой, не представляется возможным. Выставка состоялась и представляет очень целостную картину о творчестве художник. Конечно же отреагировали сотрудники редакции, потому что когда ты оказываешься в таком чудесном, сказочном мире, фантазии, его дивными и схимниками, зверями... диво-дивное, чудо-чудное.. и конечно, это не может не влиять на атмосферу, которая возникает в этом зале.. с размягченными, радостными лицами.. иначе нельзя реагировать на работы этого художника и очень светлого и доброго, судя по всему, человека.

Диктор: Помимо музея в Калининграде произведения Валентина Юшкевича находятся в Государственном музее-заповеднике в Царицыно, в Музее изобразительных искусств в Тюмени, Музее наивного искусства в Москве и в частных коллекциях. Но все эти картины лишь хранятся в фондах, а не выставляются для просмотра широкой публикой. К сожалению, не всегда музеи имеют возможность организовать постоянную экспозицию. Так и выходит, что познакомиться с творчеством данного автора в Москве случается не часто.

Дмитрий Сорокин, в коллекции которого собрано 130 картин Валентина Юшкевича, согласился рассказать нашей программе о творчестве этого редкого художника по телефону из Калининграда.

Дмитрий Сорокин: Я рад, что выставка в Москве. В основном в Калининграде.. есть и здесь, но они в запасниках.. по музеям его не так много.. не всегда в 90-х годах у музеев были средства приобретать эти работы, а они никогда не дарились, только приобретались.. в частных коллекциях они закрыты для публичного просмотра. Не все представлены. Несколько частных коллекций не удалось доставить на эту выставку, чтобы они тоже были показаны.. в будущем интерес будет.. всегда можно попросить коллекционеров..  для меня у Юшкевича не может быть проходных картин.. более привлекательны, более загружены, выдумки самобытные.. но мне всегда интереснее, где меньше изобретательности... вот это действительно какой-то необыкновенный дар художника.. и довольно странно для ортодоксального священника видеть такую свободу в творчестве … и когда он служил 25 лет.. как он вел службу, он давал своеобразные возгласы.. мир ти, мир вам! Для него очень важен этот мир... война началась... в фашистский плен.. и только когда.. освободили, был выбор поехать в Англию.. они сразу домой-домой-домой.. как он пишет.. но и после войны голод, идет на работу, прокормить мать. И только потом мать настояла на том, чтобы поступить в семинарию, а хотел в консерваторию.. он честно отслужил, природная любовь к Господу.. он был юродивым, на самом деле он просто из деревни, но он был странный, как динозавр, не суетный мир.. очень искренний.. всегда исходила только улыбка... Прихожане всегда вспоминают с большой любовью его.

Диктор: Первооткрыватель творчества Валентина Юшкевича, известный московский искусствовед Алла Зайцева, упомянула в своей статье для журнала «Знамя», что Батюшка не самостоятельно начал писать картины, а получил на то благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Дмитрий Сорокин: Я не уверен, что так было, просто возникло и повторяется... тогда было все иначе, он получал награды, общался... у любого священника есть духовник... знаете, как торжественно... история была следующая... у Батюшки был необыкновенный почерк.. это же церковь на кладбище.. и один художник пришел отписать своего отца. И художник обратил внимание на почерк..  у вас, наверное, художественны способности. А тут он почувствовал, как будто слова Господа.. и он предложил.. попробовать позаниматься художественным творчеством.. для него это было всегда важно.. и он стал писать картины.. показали, как обращаться с красками... но даже тут он стал открывать все сам.. смешанная техника.. он постоянно свои какие-то замесы дела.. он всегда говорил, у меня свой путь... в наивном всегда интересно, что художник самобытен... не подвержен никаким влияниям. Все делал по-своему.. вот художник состоялся сразу.. день ото дня трудится над своим творчеством, совершенствуется, познал всю красоту досуга.. он был визионер, вместе с духом видеть.. он не очень много рассказывал о философии, не рассуждал открыто, не философствовал.. а Батюшка все это передавал языком живописи.. я даю пример любви! Только мирные вещи и не вспоминал эту войну, хотя она его коснулась.. он писал и смерть. Но она вся картина проникнута светом, прощением, нет грани между мирами.. одномерную картину мира.. истинное измерение одно, а все остальное иллюзорно. Когда устает человек, перестает сопротивляться реалиям.. пришла, как живой воды напилась.. воспринимает как некую энергию.. сразу понимаешь, что это не то, что это не просто Патриаршее благословение, а именно, как пишет сам Юшкевич, что это по промыслу Божию. Потому что Патриарх земной человек... а ему важнее Благодатное призвание. Никогда никому не отказывал, целый день эта шла работа.

Диктор: В течение 30 лет отец Валентин не пропустил ни одной церковной службы, никогда не болел и не брал отпуска. За долгое и безупречное служение церкви Батюшка удостоился многих Патриарших наград: получил право на ношение золотого креста, был возведен в сан протоиерея, отмечен орденами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Даниила Московского. С той же ответственностью и серьезностью отец Валентин подходил и к художественному творчеству.

Дмитрий Сорокин: И в этой  биографии сам Юшкевич сам о себе все рассказывает очень хорошо, его рассказ, о своем творчестве, о том, как он подходит к творчеству, служению искусству, продолжение служению Господу.. благодатное призвание, Весна моей жизни... живопись.. и он в общем-то умер за мольбертом, для него это было призвание художественное... то есть он и говорил, что прославлять можно и проповедью и пением и в красках.. благодарение за мир.... и он относился к этому с огромным почтением.... Он был награжден званием протоиерея, орденом Сергия Радонежского, но в автобиографии своим необычным почерком именно в конце концов он стал членом Союза художников... для него это было такое признание, настоящее служение Господу, именно творческое, для него это было очень важно.

Диктор: Творчество Валентина Юшкевича, такое жизнерадостное и жизнелюбивое оказалось еще и поразительно жизнестойким. Та любовь к миру, которую автор вкладывал в свои произведения не только передается зрителям и владельцам его картин, но и продолжает жить в них, рождая новые чувства и образы. Наш собеседник, Дмитрий Сорокин наполнил собственную жизнь творчеством Батюшки в буквальном смысле. Он живет в квартире-музее, где вместе с ним живут картины художника-священника.

Дмитрий Сорокин: Я когда увидел картины Юшкевича, для меня все стало ясно... открывателем его творчества была Алла Зайцева, ее не стало 1,5 года назад. Она впервые когда увидела — у меня пелена спала с глаз... если увидел, то понял масштаб этого художника... она организовывала самую первую выставку на Варварке... она обратилась, вы хотите? Он ответил — хочу... после первой выставки он осмелел и начал писать картины на духовные темы... они все почувствовали глубоки интерес. И Батюшка начал писать картины разной глубины.. которой он поначалу стеснялся, с 91 года полились чудо-картины.. и у меня тоже пелена с глаз спала.. насколько это творчество необычно и одновременно то, что мы называем чудом в искусстве... все могут творить.. это прекрасно, но чудо происходит не всегда.. нас всегда интересует больше, чем просто хорошо. Что происходит сейчас? И поскольку я уже 9 лет живу среди этих картин, могу чисто научным способом, что эти картины не надоели.. Юшкевич новую интонацию.. вот это и есть чудо искусства, он животрепещущие, оно есть реально.

Диктор: Упомянутая уже не раз Алла Зайцева относила творчество Валентина Юшкевича к художникам-примитивистам. Сейчас все чаще встречается определение — наивист или творец наивного искусства. Наше извечное желание загнать в определенные и определяемые сознанием рамки нечто, изначально выходящее за них, продолжает волновать журналистов и теоретиков.

Дмитрий Сорокин: Феномен особенный, он не совсем наивное искусство в чистом виде, сейчас наивное искусство — широкий диапазон всего... народный самодеятельный.. но это высокое течение, и таких представителей очень мало.. а сейчас если что-то необычное, то он уже герой дня, художников такого плана как Юшкевич, наверное, не больше 10 в мировой практике... но он и не наивный по какой причине... он постоянно писал состояние природы и отношение к этому отношению зрителя... природа внутри.. по внутреннему вдохновению он пишет.. вера Божественная... как жизнь внутри этого ощущения.. и он выносит это состояние любви к миру на картину...он очень серьезно относился к процессу, сам готовил холст и т. д. От 2 до 9 часов, полное погружение в творческий процесс, полная реляция.. одухотворение — и все его произведение закончено... подробно детали вырисовывают.. у Юшкевича нет такого,  у него целостная картина, особое состояние цвета, именно вживую, при свете дня... картины дышат, пульсируют..  его картины взыскивают света дневного, божественного, цвет изобретал сам.. неумение писать, стилистические тонкости.. не умения в преимущества... сначала смотришь, странно... зрителю неподготовленному покажется странным.. но если человек не отвернется... через какое-то время.. они все написаны для зрителя.. если без претензии... он очень скромный художник.. если без претензии.. он тайно выбирает своего зрителя... более сказочные, более яркие, он теплится, он ждет... вот в этом самое главное отличие из того, что нас яркий взгляд привык выцеплять из яркого мира. Обычно наивные художники очень яркие и необычные, сказочные. У Юшкевича тоже есть фантастические сюжеты, но главное — они пульсируют, дышат, они живые, перспектива то обратная, то прямая, это все мерцает и т.д... Хотя конечно есть и какие-то оригинальные сюжеты, на выставке представлены пейзажи со зверями, диалог... как бы Юшкевич хотел показать людям, что даже звери трепетно относятся к друг другу.. мир на земле — его главный посыл. Эти картины, иконы всепрощения.. вы внутри нее, и конечно человеку из суетного мира сложно переключится... особый художник это особый мир.. так в музеях всегда... поэтому в музеям мы и устаем.. к каждому свой подход.. Юшкевич из большого искусства.. и нужно время, чтобы понять и перестроиться.

Его можно назвать и примитивистом и наивным, сам по себе был наивным человеком. Сейчас все стараются оригинальничать и более оригинальных можно найти людей и не будешь же каждому обозначать свой стиль. Но для меня важно, что это прежде всего художник не сколько со своим стилем, (есть и профессиональные художники, которые выбирают наивную живопись), но он то выбрал этот путь.. он просто не умел иначе.. он это свое неумение выводил в ранг стиля очень тонко.. нет этой грани деланности, это такое чудо, что как будто оно сейчас возникло само и сейчас оно исчезнет.. поэтому сказать о стиле строго что у человека само ...любому стилю можно подражать, Юшкевичу подражать бесполезно... стиль подразумевает дублирование, тиражирование... но ничего это не говорит. Кого-то может оттолкнуть. Юшкевич конечно понимал народное искусство, но главное на него влияние иконографии.. в церкви проследил.. мы знаем, что Юшкевич что-то знает... этот язык, который он взял, условность … изображается образ.. и он очень хорошо понимал, что в искусстве он пишет образ. И он понимал, что в иконографии как и в искусстве главенствует Образ.. и стиль уже вторичен.

Диктор: Живопись Валентина Юшкевича представлена в необычном выставочном зале. Редакция иллюстрированного историко-культурного журнала «Наше Наследие» расположена в старинном двухэтажном особняке в Москве недалеко от станции метро «Смоленская» и «Парк культуры». Причем своя история есть не только у старинного дома и авторитетного издания, расположенного в нем, но даже у выставочного зала. Ее нам рассказала арт-директор «Нашего Наследия» Елена Пашутина.

Елена Пашутина: Практически с основания журнала.. постоянно проходят выставки, к которым с очень большим почтением относятся и художники, так и искусствоведы.. в саду стоит памятник.. памятник Пушкина, самый лучший.. (смеется).

Диктор: Выставка произведений Батюшки продлится до 1 августа включительно. Познакомиться с его работами можно по адресу: Москва, 1-й Неопалимовский  переулок, дом 4. Правда, только в будние дни и в часы работы редакции: с 11-ти утра и до 5-ти вечера. Но получить больше информации о творчестве художника Валентина Юшкевича всегда можно в сети Интернет, в социальных сетях и на странице музея As...is Presentorium  в Калининграде.

Дмитрий Сорокин: Наш музей, независимая художественная акция называется  As...is как есть... как что есть или как нечто есть.. пространство неактивных метафор.. мы добавляем слово Presentorium — это такое многоточие.. вы можете любой образ туда добавить.. он будет поэтическим. Это не значит, что это можно перенести в активную метафору, это именно духовный полет... самые активные Жизнь и смерть... неактивные метафоры — это всегда что-то еще... люди приходят, создают свои какие-то представления.. вот в данный момент сложилось вот так..

зритель для нас не менее художник, чем сам художник.. и человек присваивает их себе.. я написал эти картины.. а в поэтическом образе.. все что угодно... мы больше, чем мы можем представить. И любой человек творит эти образы.

Диктор: Программа «Время культуры» подошла к концу! До встречи в выставочном зале!

Композитор Галина Уствольская
Людмила Улицкая - "Лестница Якова"
Московская международная биеннале 2016
К 130-летию Велимира Хлебникова «Мир и остальное»
Этномифологическая сюита “Дети Выдры”. Композитор Владимира Мартынов. На основе двух «сверхповестей» Велемира Хлебникова: «Дети выдры» и «Сангези».
Художник Евгений Ревяков
Выставка графики Кизимира Малевича и художников его круга - Третьяковская галерея на Крымском валу
Художник Эдвард Беккерман "За пределами снов"
Репортаж с акции "Возвращение имен"
"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".
Выставка Валентина Серова в Третьяковской галереи
Эксклюзивное интервью с писательницей Светланой Алексиевич. Нобелевская премия 2015
6-я Московская биеннале современного искусства.
Андрей Красулин и Дмитрий Ракитин - "Рыцари служения делу искусства".
Караваджо и последователи
Художник Дмитрий Гутов
Художник Павел Кузнецов «Сны наяву»
Художник Вадим Воинов
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 3
Галина Маникова «ГЛАЗ ГЛЯДИ»
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 2
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 1
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 2
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 1
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 2.
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 1
Выставка «TobeUs. 100 людей – 100 идей»
Музей современного искусства "Гараж"
Скульптор Александр Колдер
Симпозиум "Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры" В Нижнем Новгороде.
Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума /2
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума/1
Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.
Фотограф Сергей Челноков
Художник Владимир Немухин
Художник Михай Мункачи
Выставка номинантов премии "Инновация" В ГЦСИ.
Выставка "ТАФ-АРТ. Форма. Слово. Пространство" в галерее "Беляево" в Москве
Художник Никита Алексеев
С Еленой Камбуровой говорит - поэт Раиса Ипатова
Святослав Рихтер
Выставка «Шнитке / Schnittke» в Москве
«Гараж» - "Грамматика свободы. Пять уроков"
Художник Константин Батынков - "PROКосмос"
Выставка «Возможность полета» - ГЦСИ
Художник Алексей Ланцев
Mikhail Grobman. Tekstilschiki. 1960 s. "Барбарис", Ирина Тарханова
Архитектор Федор Шехтель
Интервью с Ириной Прохоровой о современной культуре
Памяти Елены Образцовой
Поэт Ника Турбина - вечер памяти в Москве
Художник Пауль Клее в Москве в ГМИИ им. Пушкина
Художник Маруся Соловьева
Художник Владимир Яковлев
IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг
Интервью с художником Владиславом Татариновым
Художник Андрей Красулин «Место присутствия»
Памяти Людмилы Швецовой
"Николай Иванович Бодрягин и его ученики"
Вячеслав Колейчук
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 2
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 1
Художник Геннадий Зубков
Памяти Юрия Любимова
Владимир Стерлигов - "Геометрия природы Стерлигова"
Коллекционер Михаил Алшибая
Фестиваль FIAMP в Москве
Художник Александр Носов
Художник Ирина Нахова
Эрик Булатов "ЖИВУ-ВИЖУ"
Вера Коняшова-«Акт конструкции»
"Взгляни в глаза войны"-выставка
Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ
Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Коломенский пленэр обошелся без конкурса
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 2
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 1
Коломенский пленэр. Часть 2
Коломенский пленэр. Часть 1
Художник Валентин Юшкевич
«Манифеста 10». Часть 2
«Манифеста 10». Часть 1
Фотохудожник Петр Ловыгин
Цифровые приемы и ограничения
Фестиваль театров малых городов России
В защиту Шуховской башни
Волшебный мир хорватского наива
Игорь Пальмин - архитектура и фотография
Оживший русский авангард
«Форпост военных корреспондентов»-2
«Форпост военных корреспондентов»-1
Цикл лекций Марины Калашниковой в ГЦСИ
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 2.
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 1.
Арно Рафаэль Минккинен - «Ретроспектива»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова - «Ре-Конструкции»
Виктор Тимофеев - «Мартовские… иды…»
«Абакумовские чтения»
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка»
Ирина Корина и Дмитрий Гутов - «Фотобиеннале-2014»
Алла Урбан, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина
Владимир Мартынов-«Проект Музыкального Ковчега»
ГЦСИ-«Пространство LICIDA»
Культурный обмен по следам Абакумова
Николай Рахманов-«Алмазная фототека»

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: