Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Международный уровень — новая традиция коломенских пленэров! /1/

Диктор: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире программа «Время культуры». Сегодня мы расскажем вам о том, как проходит традиционный художественный пленэр памяти Михаила Абакумова в Коломне.

Первый пленэр в Коломне состоялся еще в 1994 году. И с тех пор с каждым разом привлекал все больше и больше участников. Местное отделение Союза художников России, вполне самостоятельная организация, развила в городе бурную деятельность – выставки, мастерские, пленэры. Настоящим генератором идей и вдохновителем художественного движения в Коломне в те годы был народный художник России Михаил Абакумов. Правда, и после ухода из жизни творческого лидера традиция проведения подобных мероприятий не оборвалась. Об этом рассказала председатель комитета по культуре города Коломны Наталья Маркелова.

Наталья Маркелова: Всего только 4 года прошло, как нет с нами Михаила Георгиевича. И все эти годы сохраняется его наследие, его творческая позиция. Потому что то искусство и творчество, которое он нес в своих работах, поддержали его друзья, коллеги художники. И в первый же год смерти его мы сразу организовали первый пленэр, который прошел осенью. Все чаще мы встречались, и другие мероприятия… это и выставочный зал, и Абакумовские чтения в феврале, в месяц, когда он родился и конечно вот эти пленэры тоже дань памяти нашему мастеру.

Диктор: Коломенские пленэры, уже посвященные памяти художника, дважды проходили осенью, один раз весной и вот теперь летом. Но этот год особый. Впервые принять участие в пленэре в Коломну приехали художники из зарубежных стран, а это значит, появился новый статус события – международный. «Летние краски Коломны» на своих полотнах взялись сохранить 15 автором из России, Белоруссии, Сербии, Черногории и даже Японии. Почему важно для художников иногда выбираться из своих мастерских и участвовать в пленэрах, рассказал Алексей Мазуров, профессор, ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного института и депутат Московской областной Думы.

Алексей Борисович Мазуров: Чем ценны такие пленэры? Конечно, это общение, потому что когда человек творит в своей мастерской, это одно, а когда он в коллективе, это совсем другое. Это возможность и расширения связей и возможность, с какой-то новой стороны взглянуть на себя самого, какие-то новые грани творчества открыть. И это очень-очень важные вещи. Ну а самое главное – для нас очень важно, что в год культуры в Российской федерации Коломна принимает действительно международный пленэр. И, несмотря на то, что жизнь очень противоречивая, где-то рвутся бомбы настоящие, где-то идет настоящая война, мы все равно спасаемся красотой, вдохновением и тем светом, который художник способен даровать зрителю. Чем ценно искусство? Тем, что оно одухотворяет нашу жизнь, оно открывает свет, выявляет свет, дает нам вдохновение и то, к чему мы должны стремиться. Вот этого вдохновения и плодов этого пленэра я вам хочу пожелать. Те, кто не был, откроет удивительные моменты, те, кто постоянно рисует Коломну, желаю найти новые ракурсы, точки, состояния природы, которые еще никто не отразил. С началом пленэра.

Диктор: Участников и гостей церемонии открытия пленэра пригласили посетить зал работ Абакумова в Доме Озерова, предложили посмотреть презентацию произведений классика и лишь, затем провели официальную часть мероприятия. Память о народном художнике не случайно стоит у организаторов на первом месте. По мнению бессменного руководителя коломенского пленэра, заслуженного художника России Виктора Орлова, творчество Абакумова - это планка, до которой надо стремиться дорасти.

Виктор Орлов : Сейчас показывали слайды с работами Абакумова. И в очередной раз встреча с его творчеством поражает и удивляет совершенно восторженным взглядом на мир. Удивительный художник. Смотришь, ведь каждая работа продумана, ничего случайного. Так кажется все легко сделано, так все вдруг, спонтанно. А все там заложена такая глубочайшая мысль, такой восторг, такая любовь к Отечеству, к России. Миша обожал, хотя нет, это неправильное слово – он восторгался перед Россией. Россия – это основа, Россия – это идея, Россия – это идеология. Это жизнь, это красота, это восторг! И вот эта высочайшая планка, которую он нам ставит, я думаю, для нас имеет огромное значение. Мы как члены, участники пленэра должны понимать, что нам надо хотя бы попытаться допрыгнуть до этой высоты. И с сегодняшнего дня мы начинаем работу. Город красивый, все удивительно красиво, цветники, чистота, реставрация идет. Нет вот этой руинизированности Россия. Россия красивая, цветущая, которая идет в будущее, в прекрасное удивительное будущее, несмотря не на что. Мне кажется, это тема, это идея и это идеология нашего пленэра.

Диктор: Известный коломенский живописец, член Союза художников России Владимир Потапов рассказал радио «Благо», каково было работать с признанным мастером цвета при жизни.

Владимир Потапов: Что касается Абакумова, то он чрезвычайно такой требовательный был, работоспособный, одаренный. И он задавал как бы такой общий тон в мастерской и брал на себя много и отвечал за все. И в какой-то степени он поддерживал такой творческий тонус. То есть, художник он по идее не должен соврать, а когда все это еще находится под таким зорким, и требовательным, и талантливым. И я бы даже сказал: придирчивым, а может иногда и капризным взглядом. То это заставляет каждого художника, по крайней мере, я чувствовал ответственность и очень большую за каждую минуту, за каждый мазок. И я чрезвычайно благодарен. Это был всевышний контроль в творческом плане. И я просто рад и считаю, что это большое благо, что судьба свела меня с Абакумова.  -  И откровенно говоря, когда он ушел, стало несколько пустовато. Все-таки это фигура очень значительная. И на меня, например, это производило сильное впечатление.

Диктор: В коломенском отделении Союза художников России около 40 членов, но участие в пленэре этого года принимают только четверо: Александр Зотов, Владимир Потапов, Роман Кудакаев и Владислав Татаринов. Председатель отделения  Александр Зотов рассказал, что хотел бы конечно, видеть больше молодых художников в числе участников коломенского пленэра.

Александр Зотов: Скажем так, это проблема. Мы хотим, чтобы наши молодые авторы участвовали в пленэре, но пока организаторы не находят такой возможности. Надеемся, в будущем это произойдет и наши молодые, может быть менее опытные, авторы тоже примут участие в пленэре и может быть чему-нибудь научаться, хотя точно чему-нибудь научатся, потому что такие мастера собрались, грех не научиться.

Диктор: Один из ключевых организаторов мероприятия, директор культурного центра «Дом Озерова» Галина Дроздова прокомментировала этот спорный момент для слушателей нашей программы.

Галина Дроздова: Коломенских художников в этом году получилось четверо, я сейчас немножко объясню, почему именно так. Потому что нам хотелось провести первый международный пленэр, отобрав тех людей, которые были наиболее близко знакомы с Абакумовым. Многие из них его знали, работали и соприкасались. Среди участников пленэра есть те, с кем он учился и его ученики, как например, Андрей Дроздов уже вполне себе самостоятельный художник. И тот же Антонов. И тот же Зотов и Татаринов и Кудакаев. Они могут смело себя отнести. Поэтому нам первый хотелось провести такой более ответственный. На следующий раз, разумеется, мы будем давать какую-то часть уже и молодым художникам. Мне бы хотелось (не в обиду молодым), чтобы их амбициозность, хорошая вещь для творческих людей, она не соответствует той ответственности, которая есть в каждом таком мероприятии. А сейчас мне кажется, когда пройдет этот первый пленэр, я думаю, что они смогут немного соразмерить свои силы и участвуя в следующих пленэрах, будут понимать степень значимости. Они посмотрят, как работают эти люди, что они делают за такой достаточно короткий отрезок времени. И для них это будет опора. Чтобы мы не были для них назидательными, чтобы мы их чему-то учили. То есть, у них будет опыт, который будет для них главный учитель. Не хочу обижать молодых художников, но это достаточно жизненный вариант. И как педагог, я считаю, что это важно. Пускай не сразу их взяли в это, но они почувствуют ответственность и если берут их в следующий раз, они будут уже очень ответственно относится.

Диктор: Молодой, но уже достаточно известный в Коломне и за ее пределами автор, Владислав Татаринов неоднократно принимал участие в проводимом пленэре. По его словам каждая новая встреча живописцев не похожа на предыдущую, и главное различие – состав участников.

Владислав Татаринов: Не бывает одинаковой истории, ее и не может быть. Пленэр зависит от участников и каждый из участников вносит какой-то свой настрой. В этот раз к нам прибавились братья сербы и белорусы, и они вносят свой какой-то колорит. Это очень интересно когда художники не одной школы. У нас здесь такая традиционная реалистическая школа, а люди привносят какой-то свой дух, свой взгляд. Это естественно даст этой новой выставке свои ноты, свои черты.

- Михаил Георгиевич был такой взрыв энергии. И он просто своей вот этой энергетикой всегда художников как-то двигал, заряжал, мог по шее дать. Он был человек жесткий и говорил все, что думал о работах. И так с ним было всегда очень поучительно где-то встречаться.

- Это вообще у всех свой процесс. Иногда люди в день пишут по 3-4 этюда и по пять, если разошелся. Нам коломенским здесь посложнее. Я ежедневно практически пишу Коломну, причем я специально перед пленэром старался несколько месяцев не писать Коломну, чтобы немножечко свежий взгляд получить. Я так просто бродил для себя какие-то точки выбирал. Для меня пленэр был важен и интересно будет как-то себя показать.

- Заготовки никогда писать не интересно, нужно всегда свежий взгляд. Весной Владимир Сергеевич Пименов приглашал на Зарайский пленэр, Зарайск город другой, там много природы писали на Осетре. Тут на свежачка и другие эмоции идут. А когда ты в одном и том же месте, что-то свежее увидеть тяжело. То есть, нужно включать какие-то дополнительные эмоциональные силы, наверное.

- Искусство это же не футбол. В футболе после матча пробили пенальти, если ничья. А тут всегда несколько такой субъективный момент. На позапрошлом пленэре Виктор Васильевич корсаков написал такую работу, от которой все художники подошли и обалдели, все сразу поняли, что это Гран-при, и Виктора Васильевича подошли все и поздравили. Такое наверное, получается не всегда. Не всегда бывает такой явный лидер и творческое соревнование – это такой момент, ты посмотрел на кого-то, и тебя зацепила работа другого художника, ты подпитался где-то эмоциями и захотел тоже сделать что-то особенное.  Я никогда не говорю, что один художник хуже другого, потому что все художники разные, у всех свой путь, своя судьба.

Диктор: Заслуженный художник России Виктор Корсаков живет и работает  сейчас в Рязани, но родился известный живописец тоже в Коломне. Потому называет себя рязанско-коломенским или коломенско-рязанским автором. Два года назад написанная им за время  пленэра картина завоевала Гран-при конкурса. В этот раз он, как и прежде, настроен на победу и более того, считает соревнование неотъемлемой частью любого художественного пленэра.

Виктор Корсаков: И то, и другое. Обязательно соревнование, потому что … то, что подстегивает коллектив. Интересные художники, какие-то находки каждый день, они заставляют и самого включаться. Мы волей неволей, когда находимся в одиночестве, у себя, в своих мастерских, мы пережевываем сами себя. Исходя из опыта работы, каких-то наших впечатлений, бывших. А здесь оно все вживую и совершенно неожиданные бывают находки у друзей, они действительно провоцируют – а почему я этого не видел? И это хорошо, это вообще суть пленэра во  многом.

И друзей в том числе, коллектив художников, которые любят Коломну, уже сложился и они хотят еще раз встречаться, видеться. Конечно, помимо всего прочего здесь и новые знакомства, вот в этот раз международный пленэр и наши друзья из Белоруссии и Сербии. Для меня очень интересно посмотреть, как они работают и вообще посмотреть о проблемах искусства, есть ли у нас какие-то сходные моменты, может быть отличия, различия, до которых российский художник может даже не доходит в силу каких-то географических соображений даже: другая страна, другой климат, другие все-таки интересы, хотя православный народ в основном собрался. Не считая нашей девушки из Японии, но она уже долго прожила в Московской области и некая ментальность ей уже понятна. Хотя каждый раз снова рождаться (как я говорю). Я все-таки родился в Коломне, и видел Коломну в разных ипостасях: от разрухи до современного архитектурного облика. И есть определенные трудности в перестройки, поиск каких-то новых и мотивов, и сюжетов. Тем более, если ты хочешь что-то найти, это надо… вот я еще не подъехал из Рязани, а я уже думаю, а что я буду писать. Но как правило,  сама природа, она мудрее и дает шанс увидеть, особенно различные состояния природы. Можно так засветить или затемнить, или сделать туманным, и мотив тоже будет смотреться совершенно неузнаваемым. Я надеюсь на такие вот случаи, которые могут возникнуть и в природе и в моей душе.

Диктор: Руководитель или как он сам себя называет координатор коломенского пленэра, заслуженный художник России Виктор Орлов рассказал, что в этом году для участников запланированы поездки в Зарайск и Константиново, на родину Сергея Есенина. Это будет сделано для того, чтобы внести разнообразие в работу живописцев. Тем более что все перечисленные места связаны исторически и духовно, подчеркнул организатор.

Виктор Орлов: Очень хорошо, что этот пленэр есть. Вообще, эта система пленэров в России, она заменила творческие дачи, которые раньше были в системе советского искусства. Это Академическая дача, Челюскинская дача, дача Дзинтери, дача на Байкале. Это дача в Гурзуфи. Но в Гурзуфи дача существует, Академическая дача существует, Челюскинская существует. Но тогда были потоки, которые оплачивали союзам художников, там художник работал 2 месяца, и это было очень плодотворно для самого художника, молодого, пожилого. Многие художники просто жили на этих дачах, десятилетиями жили. И это давало и возможность им развиваться, спорить, ругаться о значении искусства, об искусстве и путях его развития. Но вот пришла Перестройка, пришел новый строй экономический и все вдруг это все пресеклось. Те их споры. И совершенно появились другое, другие споры, другие разговоры, другая тенденция. Потому что сейчас рынок. И многие, особенно молодые художники размышляют: значит, надо сделать так, чтоб купили. А это значит, надо понравиться зрителю. А зритель далеко не всегда искушен во знании и во вкусе к изобразительному искусству. Поэтому оттуда появляется и безвкусица, и такая рыночность работ. И все это очень далеко от идеи искусства. Все-таки искусство несет в себе основную идею – это, знаете, это что-то вот божественное существует, присутствует в нашем мире и это божественное должно быть изображено, но языком искусства, большого искусства, музейного искусства. Вот наше поколение воспитывалось на музеях – на Третьяковской галереи, на Эрмитаже, на Русском музее. Тогда мы не могли свободно ездить за рубеж, это сейчас мы много путешествуем и посетили все мировые центры музейные. И что интересно в западных музеях практически нет русского изобразительного искусства. Польское, чешское есть, венгерское, болгарское, а русского очень мало. Это тоже, то, что сегодня такой международный пленэр – это очень хорошо, потому что художники будут смотреть, как люди работают, во что это превращается. Я надеюсь, и выставка у нас интересная получится. Ну, есть о чем говорить.

Поэтому я думаю, не только картинки, но и разговор… это все… про берег… это тоже часть культуры нашей…  У меня был случай на выставке.. разные краски… утро, вечер… буду смотреть утром на солнце, оно другое, нежели вечером… вот задача художника сказать – остановитесь… , как много было сделано до нас.. воссоздать…

Диктор: Работа Четвертого Международного коломенского пленэра «Летние краски Коломны» продлится до конца июля, а 1 августа в Доме Озерова состоится выставка-презентация написанных картин. Специально к этому времени будет организована комиссия, состоящая из искусствоведов, экспертов и представителей администрации города. Члены этой комиссии выберут работы на выставку, а затем определят лучшие произведения пленэра этого года.  Директор культурного центра «Дом Озерова» Галина Дроздова рассказала о том, кто стоит за организацией международного пленэра в Коломне.

Галина Дроздова: Подготовка к этому пленэру шла в течение года. И действительно международный пленэр это еще большая степень ответственности. И в принципе проведение пленэра поддержала администрация города, понимая значимость. Ни для кого не секрет, что Коломна становится интересным городом. … Именно поддержка города … и без этого ничего не состоялось. Комитет по культуре – основной куратор. Российская академия художеств. Для них это новинка, что в провинциальном городе проходит пленэр международного уровня. Приедет представитель. Зураб Константинович прислал письмо со словами поддержки. И в любом случае, это тоже важный факт. Это еще разочек подтверждает, что культура без границ – не важно, столица или провинция. Культура – это язык, на котором люди могут разговаривать вне зависимости от национальности и вероисповедания. Всероссийское творческое объединение Союз художников России. Давно сотрудничаем. Все наши российские художники – члены союза. И Дом Озерова – уже последнее звено, как исполнитель. Коломенское отделение союза художников. Коломенское отделение.

Диктор: На этом первая часть программы об участниках и организаторах международного коломенского пленэра подошла к концу. Продолжение слушайте завтра в это же время. Вы слушали программу «Время культуры». До встречи под открытым небом!

Композитор Галина Уствольская
Людмила Улицкая - "Лестница Якова"
Московская международная биеннале 2016
К 130-летию Велимира Хлебникова «Мир и остальное»
Этномифологическая сюита “Дети Выдры”. Композитор Владимира Мартынов. На основе двух «сверхповестей» Велемира Хлебникова: «Дети выдры» и «Сангези».
Художник Евгений Ревяков
Выставка графики Кизимира Малевича и художников его круга - Третьяковская галерея на Крымском валу
Художник Эдвард Беккерман "За пределами снов"
Репортаж с акции "Возвращение имен"
"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".
Выставка Валентина Серова в Третьяковской галереи
Эксклюзивное интервью с писательницей Светланой Алексиевич. Нобелевская премия 2015
6-я Московская биеннале современного искусства.
Андрей Красулин и Дмитрий Ракитин - "Рыцари служения делу искусства".
Караваджо и последователи
Художник Дмитрий Гутов
Художник Павел Кузнецов «Сны наяву»
Художник Вадим Воинов
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 3
Галина Маникова «ГЛАЗ ГЛЯДИ»
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 2
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 1
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 2
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 1
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 2.
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 1
Выставка «TobeUs. 100 людей – 100 идей»
Музей современного искусства "Гараж"
Скульптор Александр Колдер
Симпозиум "Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры" В Нижнем Новгороде.
Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума /2
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума/1
Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.
Фотограф Сергей Челноков
Художник Владимир Немухин
Художник Михай Мункачи
Выставка номинантов премии "Инновация" В ГЦСИ.
Выставка "ТАФ-АРТ. Форма. Слово. Пространство" в галерее "Беляево" в Москве
Художник Никита Алексеев
С Еленой Камбуровой говорит - поэт Раиса Ипатова
Святослав Рихтер
Выставка «Шнитке / Schnittke» в Москве
«Гараж» - "Грамматика свободы. Пять уроков"
Художник Константин Батынков - "PROКосмос"
Выставка «Возможность полета» - ГЦСИ
Художник Алексей Ланцев
Mikhail Grobman. Tekstilschiki. 1960 s. "Барбарис", Ирина Тарханова
Архитектор Федор Шехтель
Интервью с Ириной Прохоровой о современной культуре
Памяти Елены Образцовой
Поэт Ника Турбина - вечер памяти в Москве
Художник Пауль Клее в Москве в ГМИИ им. Пушкина
Художник Маруся Соловьева
Художник Владимир Яковлев
IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг
Интервью с художником Владиславом Татариновым
Художник Андрей Красулин «Место присутствия»
Памяти Людмилы Швецовой
"Николай Иванович Бодрягин и его ученики"
Вячеслав Колейчук
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 2
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 1
Художник Геннадий Зубков
Памяти Юрия Любимова
Владимир Стерлигов - "Геометрия природы Стерлигова"
Коллекционер Михаил Алшибая
Фестиваль FIAMP в Москве
Художник Александр Носов
Художник Ирина Нахова
Эрик Булатов "ЖИВУ-ВИЖУ"
Вера Коняшова-«Акт конструкции»
"Взгляни в глаза войны"-выставка
Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ
Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Коломенский пленэр обошелся без конкурса
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 2
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 1
Коломенский пленэр. Часть 2
Коломенский пленэр. Часть 1
Художник Валентин Юшкевич
«Манифеста 10». Часть 2
«Манифеста 10». Часть 1
Фотохудожник Петр Ловыгин
Цифровые приемы и ограничения
Фестиваль театров малых городов России
В защиту Шуховской башни
Волшебный мир хорватского наива
Игорь Пальмин - архитектура и фотография
Оживший русский авангард
«Форпост военных корреспондентов»-2
«Форпост военных корреспондентов»-1
Цикл лекций Марины Калашниковой в ГЦСИ
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 2.
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 1.
Арно Рафаэль Минккинен - «Ретроспектива»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова - «Ре-Конструкции»
Виктор Тимофеев - «Мартовские… иды…»
«Абакумовские чтения»
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка»
Ирина Корина и Дмитрий Гутов - «Фотобиеннале-2014»
Алла Урбан, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина
Владимир Мартынов-«Проект Музыкального Ковчега»
ГЦСИ-«Пространство LICIDA»
Культурный обмен по следам Абакумова
Николай Рахманов-«Алмазная фототека»

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: