Коломенский пленэр обошелся без конкурса.
Диктор: Здравствуйте, наши дорогие радиослушатели! В эфире «Время культуры». В этой программе мы расскажем вам о том, как завершился четвертый коломенский пленэр имени народного художника России Михаила Абакумова.
Вечером в пятницу 1 августа в Доме Озерова собралось много гостей — все были поражены количеством и разнообразием созданных за последнюю неделю живописных работ. Со стен выставочного зала на посетителей глядела знакомая Коломна. Но в этот вечер она была особенно хороша. 15 художников из России, Сербии, Черногории, Белоруссии и Японии постарались изобразить ее на своих полотнах во всей красе.
В итоге победила дружба. В этом году организаторы решили не присуждать призов за лучшие работы, ограничившись тем, что пленэр впервые вышел на международный уровень, а для начала и этого достаточно. Подробнее рассказала директор культурного центра «Дом Озерова» Галина Дроздова.
Галина Дроздова: Просто мы решили, что в этом году не будем выбирать лучших, это первый наш такой опыт, международный и думаю, что в следующем году это уже будет нормально и реально.
Очень позитивные впечатления. Художники все настолько разные и очень интересные. И по разговорам тот же Любомир Попадич говорит: я так многому научился. Хотя мне кажется, что у него свое лицо.. В принципе, они все очень очарованы и природой и Коломной... Вы знаете, у них был какой-то азарт. Мы видели, что они работают очень интенсивно и очень энергично и все им нравится и им просто не хватает времени. Они говорят: но нам бы еще месяц, и мы бы сейчас выдали еще... Замечательное время, замечательная компания и очень хорошо поработали, и я думаю, что очень хорошо....
Диктор: Художественный руководитель пленэра Виктор Орлов в интервью радио «Благо» подтвердил — художникам действительно всегда мало того времени, которое выделяется на пленэр. Участники из других городов только начали узнать Коломну, и потому им так не хочется уезжать.
Виктор Орлов: Вообще обычно, это естественное состояние: художнику всегда мало времени. Тут и объективно было мало времени... 20 приехали, 2го уезжаем... получается 7-8 дней чистой работы, индивидуальной. Вчера, когда мы вешали, художники почти все сказали одно и то же: вот только теперь бы я начал писать и работать, потому что Коломна начинает для меня открываться. Коломна достаточно сложный город. И этот момент насмотренности очень важен. В чем прелесть вещей Михаила Георгиевича — он здесь жил, работал, ходил, наблюдал ежедневно, при его организованности, трудолюбии невероятном. Он не мог без работы. Он работал ежедневно, и работа по многу часов. Но поскольку он ходил, наблюдал, у него всегда были блокнотики, маленькие были, он ходил, фиксировал разные состояния природы, разные моменты цветовые, световые. Это в его творчестве очень видно. Человек глазастый был. Вот художники также ходили, смотрели. Но поскольку было мало времени, а работа занимает много времени, вот Евстигнеев. Он утром уходил после завтрака, не обедал и на ужин приезжал с опозданием. Он весь день писал. У него на работу уходило где-то около 10 часов. Кто-то умудрялся еще до завтрака убежать что-нибудь написать, все работали до обеда, кто-то на обед не приезжал. Звонили, предупреждали... И вот на ужине мы встречались, обсуждали моменты, планы и опять разбегались.. и до 11 вечера писали. Дорвались, это называется. Нет бытовых проблем, не надо ни о чем думать, только работа.. Потребность у художника в этом есть..
Я усмотрел Коломну провинциальную.. нетронутую цивилизацией, они слава Богу сохраняются в этом виде. Вот у Пятницких ворот. Вот уголочек вот такой патриархальной Коломны еще 19 века, которая невероятно милая. А потом город тихий. Днем в будни — мало.. скорее где-то в Голутвине толпа народа, а здесь тишина, благодать, и люди улыбаются, и тихо, и цветы растут. Вот курочки какие-то ходят. Мы возвращаемся в какую-то такую глубокую провинцию, в которой есть некое такое человеческое состояние, что, наверное, в этом сегодняшнем мире, сумасшедшем, который несется непонятно куда, вот этот момент тишины, момент созерцательности, каких-то нормальных человеческих отношений — это так важно...
Диктор: Жители Коломны в большинстве своем хорошо знали о проведении в городе пленэра и потому многие при встрече с художниками проявляли интерес и заводили беседы. Некоторые даже внимательно следили за тем, как работает живописец, наблюдая из-за спины. Об этом рассказал на церемонии закрытия пленэра заслуженный художник России Сергей Смирнов.
Сергей Смирнов: Очень радостное и немножко грустное сегодня чувство, потому что такого удовольствия от совместной работы и такой радости от пребывания в Коломне давно не испытывал. С тех времен, когда бывал у Михаила Георгиевича и вместе с ним работал. И сейчас опятькакое-то незримое его присутствие опять в сердце почувствовалось. И я благодарен за это и друзьям художникам и замечательным чутким организаторам этого события в жизни города. И я думаю, что ым постарались не замутнить это событие. Говорят, была погода жаркая, да хорошо все было! Когда работаешь тебя очень по-доброму воспринимают зрители, непосредственные участники импровизированного мастер-класса, который собирается у тебя за спиной. И такое доброжелательное отношение коломенцев к этому событию, про которое они многие знали заранее и понимали, о чем речь. И все вспоминали имя Михаила Георгиевича, что тоже приятно, что он уже стал таким вот национальным коломенским героем. Все его помнят, любят и чтут.
Я думаю, у всех в памяти останется это и на основе этюдов у всех останется желание вернуться и в мастерской еще что-то доработать.
Диктор: Художник Алексей Евстигнеев тоже отметил добродушное внимание коломчан и с радостью рассказал об этом собравшимся гостям на закрытии пленэра.
Алексей Евстигнеев: Коломна меня поразила тем, что здесь какое-то очень уважительное отношение к нашему ремеслу. Потому что приходилось писать в разных местах и постоянно такое ощущение возникает, что ты какой-то такой не очень желательный элемент или даже неодушевленный предмет. А в Коломне такое живое общение с теми, кто окружает. И они как-то помогают своей реакцией положительной. И то, что такой дом замечательный, в котором постоянно проходят выставки тоже открытие для меня. И этот дом собрал столько прекрасных людей, художников-профессионалов, что, в общем-то, есть зачем жить. Поэтому я очень благодарю Галину Владимировну и все окружение...
Диктор: Пленэр для художников можно сравнить со спринтерским забегом спортсменов – резкое напряжение, а затем резкое расслабление. Несмотря на колоссальные затраты пришло время отдохнуть и расслабиться, считает один из участников, художник Роман Кудакаев.
Роман Кудакаев: Выдохнуть можно, напряженное состояние прошло. Надо было как-то сосредоточено что-то делать, результат представить. В итоге, конечно, результат появился и можно расслабиться. Не приходит домой в 12 и все такое прочее. Но итогом я доволен. Очень интересная работа. Судя по прошлому году — не хуже пленэр вышел, может где-то даже и лучше. Люди интересные, разные по своим стилистическим манерам. И иностранные гости не все, но показали себя.
Я к сожалению не так много общался, как хотелось бы.. но тем не менее какие-то моменты были. И для меня они явились положительными. Конечно, не все можно использовать или переработать. Но тем не менее, какой-то взгляд. Всегда интересен новый взгляд, это как идея, это очень важно.
Действительно напряженная работа. Иногда думаешь: ну и профессию ты себе выбрал — потому что отдача должна быть колоссальная. Хотя Коровин еще говорил — художник не вол... Какие-то краткосрочные всплески должны быть, с максимальным сосредоточением. А если по жизни, более углубленная работа ведется не просто с кистью в руках, но и в голове.
Новый взгляд. Когда ты ходишь — что же написать-то? Уже времени полчаса осталось, надо написать этюд. А потом отпускает тебя это, ну не сделаешь ты сейчас этюд, но зато ты увидишь — какой-то мотив, или ты уже идешь — или поймаешь это ощущение какой-то сопричастности и кто-то из выступающих там говорил — диалога, то есть общения с натурой. Это тоже очень важно. А просто упасть, от мазаться, это немного пустовато.
Внешне это не очень заметно, но тем не менее есть такой момент в работе. У тебя есть какое-то настроение и ты идешь по улице. Или у тебя задача какая-то стоит определенная — нет-нет-нет.. и потом что-то там сработало. Ты посла мысль и тебе сигнал пришел обратно. Все. Работа пошла, пошел контакт. Вот, что ценное самое. По крайней мере, для меня, я так определил это для себя.
Диктор: Предыдущие пленэры отличались не только составом участников, но и временем года, в которое они проходили. Художник, который уже в третий раз в числе авторов, коломенский живописец Владислав Татаринов рассказал, чем отличались пленэры друг от друга.
Станислав Татаринов: Мне бы хотелось выразить восхищение коллегам и благодарность за то вдохновение, которое подарили мне своими работами. А если сравнивать пленэры, то осенний по выставке более сумрачный, философский, весенний был напряженный — на стыке весны и зимы, а этот — где-то разморено-солнечный, а где-то залихватский в ярких солнечных лучах.
Диктор: «Летние краски Коломны» - так в этом году звучала тема пленэра. Настоящее буйство красок и всплесков летнего настроения с лихвой дарят зрителям картины белорусского художника Матвея Басова. О своих встречах в городе и состоявшемся событии гость Коломны рассказал радио «Благо».
Матвей Басов: Было большое напряжение у нас. Мы с Сергеем ходили с коляской, туда этюдник, краски, холсты и все это вот так ходишь по городу, ищешь место, жара. Это было конечно, напряжение, но очень-очень приятные. Во-первых, мы познакомились друг с другом. Хорошими коллегами. И это очень важно. Знаете, просто в жизни мы бы так не встретились. Потом нас тут так встретили с такой любовью в Доме Озерова. Нам и покушать.. ну просто как с маленькими.. это было очень тяжело. Но плодотворно. Ну результаты.. конечно, можно лучше сделать. Потому что этюд — это настроение. Вот у тебя есть сейчас вот это настроение, оно получится — нет, это будет хуже. То есть, разное настроение, разный успех, понимаете?
- Это очень важно, художник должен иметь возможность общаться со своими коллегами и разные мнения. Это очень хорошо, это очень полезно. Да, и о своей и вообще — у нас были дискуссии. Знаете, ведь что такое? Художник — это свой мир. И каждый по-своему мыслит и не хочет по-другому. Так что это бывает и так. Но понимаете, это знакомство нам дало общение, мы находили общие точки... и подружились.
- Это золотой город, я бы так сказал — эти купала, это солнце светит …
- Очень приятные воспоминания — во-первых. Тепло людей.. Даже просто люди в Коломне нас видели, как мы тянем эти коляски с этими тяжестями.. они нас так поддерживали, подходили, рассказывали какие-то свои истории, очень делились с нами, было приятно.
Диктор: Наверное, у каждого участника пленэра теперь есть личная история, связанная с коломенскими жителями. Художник Виктор Корсаков нам рассказал свою версию событий за последнюю неделю, проведенную на пленэре.
Виктор Корсаков: В этот раз у меня была такая пляжная жизнь, я связал себя с пляжами Коломенки, это одно из любимых и почитаемых мест у коломенцев, я так понял. Можно писать рассказ или даже несколько рассказов, настолько много там каких-то встреч, сюжетов, настолько много наслушался о себе, о коломенцах, о правительстве, о собаках, о грязи, о бутылках, разбросанных. Это что-то. Это отдельная история. И я как на работу приходил на пляж. Но многие тоже почти работали. Я уже начал этот горизонтальный холст, но еще не выстроился до конца. Надеюсь, это место останется для меня на долгую память. Я открыл еще одно место в Коломне, где мне очень мило.
Диктор: В основном участники пленэра изображали живописные пейзажи, на редких картинах с городскими сюжетами появлялись люди, животные. Но один из авторов всех удивил. Вологодский художник Иван Базанов написал портрет женщины, которую он встретил в старой части Коломны. Подробности встречи автор расскажет сам.
Иван Базанов: В общем, вся Коломна пронизана.. для меня это какие-то улицы, улочки, задворки. Но я влюбился в Посадскую улицу. Дело в том, что примерно с 2004 года я написал Печаль о старой Коломне. И вдруг я на этой же посадской улице вижу — выходит царевна, я думал, то почти из фильма — Женитьбы Бальзаминова. Думаю, какая красавица! И сел и решил написать портрет и весь антураж, который вокруг них. Я влюбился в Посадскую женщину и в посадскую улочку. И она в моей памяти останется.
Диктор: Руководитель коломенского отделения Союза художников России Александр Зотов даже в статусе участника пленэра не забывал о своих местных коллегах. Художник надеется, что в следующем году большее количество молодых коломенских авторов смогут присоединиться к этому коллективному действу.
Александр Зотов: Жаркий был пленэр, знойный, повстречались со старыми знакомыми, со старыми друзьями, познакомились с новыми художниками — наверное, это самое интересное. Конечно, хотелось бы больше успеть. Очень краткое время. Что удалось, то удалось. А здорово, что приезжают люди из других мест, они знакомятся с нашим городом, с его жителями, с его историей, культурой. Наверное, это все-таки главное. И наверное, уносят частицу Колоны с собой». Вот хорошо, что так происходит. И если удастся продолжать пленэры в дальнейшем — будет здорово. И прежде всего нам, нашей организации хотелось бы, чтобы как можно больше коломенских художников сумели побывать на этом пленэре и в том числе известные в Коломне художники и молодые, кто вначале пути.
Диктор: В нынешнем году несколько художников все-таки присоединились к пленэу, но так сказать, вне штатно. Они тоже принимали участие в общей работе, не рассчитывая на официальное членство. Среди них петербургский автор Сергей Павлов, который поделился с радио «Благо» своими впечатлениями и эмоциями.
Сергей Павлов: Вот Зарайск, Рязань, еще Тула и они все имеют свои.. Кремль. И у всех он разный и построен 50-70 лет разница разгона. И мне нравится вот эти оставшиеся башни, природа и она действует на ландшафт, с какого угла не сморишь, везде ее видно. И потом все три речки соединяются, целое водное пространство. Торговый город.
- Кремль, храмы, купола, домишки с изразцами...
- Как любой город советского союза — очень много поработала советская власть и в центре тоже — даже Ленин остался...
- Мне очень нравится Матвей Басов, потому что в нем есть необычность видения красоты, это очень редкий человек с редким восприятием своего мира. Его не с кем не спутаешь. Мне кажется, это истинный художник, когда у человека есть свое изображение мира.
Диктор: По свидетельству самих участников коломенский пленэр принес им много нового, причем не только в творческом плане. За время пребывания в Коломне участники съездили в Зарайский Кремль, побывали в музее-мастерской Николая Абакумцева, познакомились с основной экспозицией Музея Органической Культуры. Взаимный обмен полезными навыками не останавливался на протяжении всего творческого маршрута. Московский художник Андрей Дроздов поделился с радио «Благо» некоторыми из своих профессиональных секретов.
Андрей Дроздов: Бывает картину пишешь, а ритм музыки другой — не совпадает с твоей темой. И получается, ты кистью работаешь, мазок наносишь, а он не попадает в этот ритм твоей идеи. И приходится музыку выключить. А некоторая музыка помогает. Ты ее включаешь и под музыку ты можешь написать всю картину под этому музыку. И та идея, которая в музыке заложена, она помогает свою идею в картину перенести. Ведь говорится, что живопись бывает музыкальной, а музыка бывает изобразительной. То есть, в музыке человек видит краски, цвет, ощущения, а в живописи можно увидеть музыку услышать ее. Это все связано. Связано и с названием картины, бывает связано. Вот та идея, которая закладывается, образ в картину закладывается. Музыка если вливается в этот образ, общее дело получается. И картина такая более музыкальная и глубокая идет.
- Музыка бывает такая молитвенная, особенно в Коломне, когда колокольный звон услышишь, все ликует внутри. Иной раз музыка природы — вот птички поют, хочется ничего другого не слышать, как только пение птиц. В этой тишине природной побыть. Либо музыку просто воздуха. То есть, ты на берегу реки стоишь, впереди пейзаж, храмы. Вдруг рыба плеснула, ты в этом плеске услышал музыку. Ветер, шум травы. Вдруг ты пишешь, удары краской по этюднику, тоже музыка, то есть ритм опять. То есть, вот это вот музыка в целом вся — создает твое внутреннее ощущение счастья и покоя, что, собственно говоря, и переносится в свою работу. То есть, как говорится, написал со светлой душой. Ты ее написал со светлой душой, потому что ты ту музыку слышал в этот момент, то есть ты отрешился от всего и у тебя твой духовный слух, духовное зрение было открыто и вот все в работе.
- Мне во-первых, солнце и тепло Коломны. Я не знаю, как для кого, я себя с удовольствием испепелял под этим солнцем. Вот это тепло, вот это плавление асфальта, от это небо — синее, яркое небо.
- И воспоминания-впечатления. Вот идешь, допустим, по улице и много раз здесь проходил. И вдруг тебе какой-то кусочек архитектуры, храма затронул. И друг ты на него посмотрел под другим углом зрения. И вдруг ты в этом думаешь, а дай-ка я зарисую. Начинаешь рисовать и понимаешь: а ведь отсюда можно написать. Начинаешь писать и вот этот фрагментик, мимо которого ты проходил, не замечая его, вдруг он для тебя открылся. И я так посмотрел вокруг и увидел таких кусочков очень много. И это раскрытие, как в картине. Бывает идет человек мимо в галерее. И вдруг невидимая сила его остановила. Остановила. Он издалека там с 10 метров подошел к этой картине, начинает рассматривать и углубляется. Его что-то там зацепило. И вот Коломна она также цепляет. Тебе хочется всматриваться, углубляться.
- И самое главное — вся наша жизнь, она без Бога — бессмысленна. Здесь настолько много духовной пищи — храмов, молитвенных мест настолько много, что хочется их писать. Иногда в пейзаже, приезжаешь в другой город, красивые поля, небо, а вот не хватает храма.
- А здесь есть такое замечательное небо, божественное небо, облака мощные, белые облака, либо грозовые тучи. То есть вот все, что передал Абакумов. Я смотрю и думаю: вот, Абакумовские облака. Вот откуда облака у Абакумова. Очень красивое небо в Коломне, оно очень красиво освещено. Ты видишь эти закаты. Вот о чем говорил Абакумов — о колорите, все есть здесь в Коломне. То есть сама среда делает из художника — художника, настоящего. Не просто профессионала. Профессионалом можно стать, научиться, а вот художником нужно во-первых, родится. Нужно душу иметь восторженную. Не обязательно кричать в восторге, а можно сдержанно восторженную. Если это есть, то любое мастерство художнику только поможет. Если нет в нем этого детское чувства, дара, мастерство мертвое. Ну в лучшем случае, повесят там где-нибудь его картиночку — мастеровито, хорошо сделано, а за душу не цепляет.
- Вот эта теплота в Коломне, небо замечательное. Архитектура — и цветовые, подбор цветов такой, все это очень хорошо сочетается. Единственное — жалко то, что где-то есть заборы, которые хотелось бы убрать. Они новые, они красивые, но они загораживают пейзаж. И некоторые гордо выстроенные особняки, которые также перекрывают хорошие исторические места.
- Еще я обратил внимание — Пятницкие ворота, со стороны внутреннего двора. Я вдруг увидел работу — Сорогин писал работу — Пятницкие ворота и там стояли большие ветлы деревьев старых, потом были рядом домики с крышами. Сейчас вместо всего этого заросли. И у меня такое ощущение было, что чего-то не хватает. Бурьяном заросло как будто. А когда я увидел, что были домики, были эти деревья, для меня все стало ясно. Вот был органичный пейзаж, все органично вплеталось, и вдруг это все убрали и остались одни кустарники. Вот это сразу чувствуется, чего-то не хватает.
Диктор: Презентация произведений художников по итогам пленэра началась и закончилась 1 августа. Но для тех, кто не успел попасть в Дом Озерова, сообщаем, что выставка, так называемых, подарочных картин продлится в культурном центре до 24 числа включительно.
Как рассказали организаторы, художественный совет совместно с автором выбирали произведение, которое бы наилучшим образом характеризовало манеру и стиль живописца. Поэтому на выставке представлены самые удачные работы участников пленэра этого года и прошлых лет.
Программа «Время культура» подошла к концу. До встречи в выставочном зале!