Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Репортаж с открытия выставки в Коломне - "Николай Иванович Бодрягин и его ученики"

Диктор: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире «Время культуры». Сегодня наш разговор пойдет о выдающемся педагоге, художнике, инициаторе создания в Коломне детской художественной школы — Николае Ивановиче Бодрягине.

Выставка работ Николая Бодрягина и его учеников открылась в Доме Озерова 29 октября — ровно в том день, когда любимому всеми наставнику исполнилось бы 90 лет. Всем желающим принять участие в празднике не хватало мест в зале. Николай Бодрягин — воспитал не одно поколение коломенцев. И многие из них по традиции собрались в день рождения своего дорогого Никаныча. Это сокращение от имени и отчества Николая Ивановича. Преподавательское прозвище придумал один из его первых учеников — Анатолий Кузовкин, теперь почетный гражданин Коломны, краевед, член Союза писателей и Союза журналистов России. Про своего мастера Анатолий Кузовкин написал две книги: первую часть «Никаныч», в которой больше про жизнь и судьбу педагога, и вторую — «Никаныч и никончата», где описывается жизнь некоторых известных воспитанников Бодрягина.

Среди них и Василий Бек, заслуженный работник культуры, многолетний руководитель детской художественной школы в Коломне.

Василий Бек, заслуженный работник культуры:   Все, что сделал Николай Иванович за свою жизнь, это я думаю, нашло отражение и в сердцах и делах в первую очередь его воспитанников. Что же все-таки привлекало так в этом человеке маленьких детей? Дело в том, что в те времена, когда широкая сеть вот этих домов пионеров все-таки каким-то образом жизнь детей наполняло содержанием, вот в этом самое время таких изостудий можно было пересчитать по пальцам. И приход Николая Ивановича в изостудию в качестве руководителя, он конечно потянул сразу к себе всех желающих научиться рисовать. В то время надо сказать в Коломне и художников не было совсем. И вот в числе его первых воспитаников как раз и появились у нас в Коломне художники. Они начали набирать обороты как мастера.

- (…) дети даже убегали с уроков в нарушение своего расписания, приходили пообщаться к Николаю Иванычу, их тянуло. На подсознательном уровне они больше не мыслили свою жизнь без Николая Иваныча. Ну, это можно понять. Поскольку дети все в процессе своего развития ищут ответы на вопросы жизненные. И каждый раз, встречая с Николаем Ивановичем, они эти ответы получали. Причем у него всегда был философский подход, не стандарный, ответы были не банальные. Все это конечно, детей настораживало и к себе магнитило.

- (…) каждый из здесь присутствующих воспитанников скажет, что для нас Николай Иванович — это в первую очередь живой человек и собеседник. И мы никогда не спрашивали, какого он возраста. Мы просто его считали собеседником, своим другом. Ну и конечно, существенный вклад в развитие культуры в нашем городе, художественного образования в нашем городе. Просто неоценимый вклад. Он дал старт для того, чтобы в городе начала жизнь детская художественная школа, то есть начальное звено художественного образования. Не будь Николая Ивановича, конечно, и никому и в голову это не пришло. Поэтому память о Николае Ивановиче будет жить в наших сердцах очень долго.

Диктор: Ученик Николая Бордрягина — Анатолий Кузовкин в своей книге подробно описал биографию своего учителя рисования.

Родился Николай Иванович в городе Михайлове Рязанской губернии. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Москву. В то время его отец вместе с плотницкой артелью по договору участвовал в реставрации Третьяковской галереи. И маленький Коля впервые побывал в легендарном музее. Это посещение произвело на него неизгладимое впечатление. Заметив усердие, с которым рисует сын, родители купили Николаю настоящие акварельные краски, с которыми он не расставался до школы. После окончания школы Николай Бодрягин год учился в Рязанском художественном училище, а затем в Михайловском Педучилище, которое окончил в 1942 году. Тогда же был призван в ряды Красной армии. Воевал, был ранен.

В 1947 году старшего сержанта Бодрягина уволили из армии и он переехал в Коломну. Работал художником-оформителем в высшей офицерской штабной артиллерийской школе.

О том, как в итоге будущий Никаныч начал заниматься с детьми рисованием рассказал его ученик и автор биографии Анатолий Кузовкин.

Анатолий Кузовкин:  Однажды Николай Иванович шел с работы высшей школы к себе, где жил, в рабочий поселок. Дорога шла естественно через детский парк, дом пионеров. Николай Иваныча привлекли звуки музыки, из окон раздавались. А дело было к осени, либо сентябрь. И он подошел к одному из окошек, подтянулся за подоконник и увидел — сидят ребятки за мольбертами, рисуют. И он потом рассказывал, говорит:  что-то у меня тут зашевелилось сердечко, думаю: дай-ка зайду. Обошел здание, зашел на первый этаж, и вот налево по коридору прошел к двери, на которой было написано «изокружок». Постучался, услышал «Входите», открыл дверь и увидел ребят, увлеченных рисованием и руководителя. Николай Иванович представился, разговорились. «Я бывший выпускник Михайловского училища, художник по образованию. Педагог по образованию. Работаю в высшей офицерской школе, но мне не нравится эта работа. А тут с ребятами я бы с удовольствием занялся. Но наверное у вас места нет..». - «Ну, наверное, Бог послал Вас мне, Николай Иванович. Меня давно приглашают в мастерскую художников-оформителей, но директор Дома пионеров говорит: до тех пор пока не найдешь сменщика, я тебя не отпущу! Приходи на мое место  Николай Иванович». - «Надо подумать». - «Ну, подумай». И  Николай Иванович решился... рассчитался в высшей офицерской школе и поступил работать в дом пионеров руководителем изокружка в 1948 году. И руководил изокружком, воспитывал детей, учил их рисованию не один десяток лет.

Диктор: Не все, с кем занимался Николай Бодрягин в изокружке в Доме пионеров, а потом и в школе на уроках рисования, во взрослой жизни стали художниками. Некоторые выбрали смежные профессии, но школу жизни Бодрягина помнят до сих пор. Татьяна Похоменко архитектор-строитель, работает и живет в Москве. В Коломну приехала, чтобы встретить друзей, вспомнить своего наставника и то, как он воспитывал своих подопечных.

Татьяна Похоменко:   История такая. Как он нас воспитывал, поучал. Мы были в походе по местам Шишкина, возвращались из Елабуги, остановились в Горьком в Доме пионеров. Шикарное здание, туалет с большими зеркалами, ну и девочки. Вот тут есть одна девочка, у которой была шикарная золотая коса. Ну и решили: Лен,ты устала от нее? Давай мы тебе прическу сделаем — какую-нибудь такую, модерновую. Маленькими маникюрными ножничками там в красивом этом зале отрезали ей косу. И торжественно входим в зал, где все разместились и поем эту самую: та-ра-та-там... Шмыткина несет эту косу, вот такую золотую, толстую. Лена идет с отрезанными волосами. Николай Иванович как это увидел! Мы думали, нас поощерят и скажут, как красиво ей сделали прическу. Это был такой скандал. Он с нами сутки не разговаривал. Он говорил: что я скажу вашим родителям? Что я твоей маме скажу? Как я допустил вот это безобразие? И мы действительно поняли и больше не поступали так.

-        Мы всю жизнь его вспоминаем. Я пришла к нему заниматься в 14 лет тогда в Дом пионеров. Ну казалось бы уже такие зрелые какие-то понятия. Считала себя уже такой большой, внушительной, а сами мы были зелеными юнцами. И вот по жизни, как он нас воспитывал, что бы мы ни творили, он нас никогда не ругал, а с юмором, сакцентирует, улыбнется, что-нибудь скажет, ну и направит так, чтобы не обидно было, а здесь все оставалось. Добрый, замечательный и в каждого вот творчество, вот ту жилку, которая у него была, вложил во всех. Вот ребята. Но это для меня ребята. Кузовкин Анатолий Иванович, но он же уже маститый товарищ, все его знают, Тепляков Виталий, он архитектор. Я по жизни  потом тоже пошла учиться в архитектурный учиться, строила, эксплуатацию расхлебываю в Москве, в центре. Ну а те, кто с Николаем Ивановичем вот так по жизни соприкоснулся, мы до сих пор все, как одна семья. Вот как родственники. Так что, все это очень интересно. Вот мы какие, седые, серебристые..

Диктор: За свою жизнь Николай Бодрягин воспитал тысячи молодых дарований, многие из которых впоследствии выбрали для себя труд художника. Среди них  Павел Зеленецкий, Алексей Фёдоров, Евгений Гринин, Михаил Пархонин, Александр Сироткин и многие другие. Отдельные воспитанники Николая Бодрягина были удостоены звания «Заслуженный художник России» — это Юрий Рязанов и Виктор Корсаков.

Народный художник России Михаил Абакумов так же в юности был учеником Бодрягина. В свое время он писал: «Николай Иванович Бодрягин – великий человек и великий учитель. Он учил нас, своих воспитанников, с детства любить Родину. Как он это делал? Довольно просто. Водил на этюды по Коломне, по окрестностям, отправлялся с изостудийцами в путешествия и походы. С его помощью мы научились видеть красоту тумана над рекой, заката над лесом. С его подсказками мы делали все новые и новые открытия. Мы познавали Россию. И за это большое спасибо Никанычу».

Походы — главная радость воспитанников Никаныча. Теперь уже спустя много лет они первым делом вспоминают именно эти небольшие путешествия. Вот какую историю рассказал один из его учеников Валентин Дутиков, который много лет занимал пост директора Коломенской электросети.

Валентин Дутиков:   Да, была такая история, когда мы вот такие пацанята и девочки шли по полю, где село Константиново. И вот такая трава, мокрая после дождя. И там стадо коров. И оказался там бык такой серьезный.  А мы делали этюдники своими руками всегда. И я сделал свой этюдник. И была просто краска ярко красная. И я покрасил этот этюдник вот такой краской. И когда мы шли, и это стадо коров усмотрел мой этюдник красный. И он шел ко мне. И единственное, что Николай Иванович мне крикнул: бросай этюдник! Я бросил этюдник и спас жизнь себе от этого быка. Так он мне спас жизнь!

Диктор: Никанчата обращались к своего старшему другу и первому советчику абсолютно со всеми вопросами. Одна из его первых учениц Татьяна Львова рассказала, что юные художники не только спрашивали мнения Николая Бодрягина, но и слушались его во всем.

Татьяна Львова Карпова:   Николай Иванович все время все обыгрывал с таким юмором. Мы его действительно не считали за учителя, скорее считали за отца, или друга вот это единственный человек, с которым можно было установить такой контакт.

-        А о чем спрашивали у Николая Ивановича помимо художественных вопросов.

-        Да обо всем! Просто о жизни. Иногда просто давал советы девочкам, как вести себя с молодыми людьми. Он говорил: девчонки, если у вас будут какие-то вопросы, вы задавайте их мне, я вам дам наставление. И мы действительно обращались. Он говорит: с какими ребятами вы встречаетесь? С этим не ходите, с этим ходите, это нехороший парень, это плохой. Даже так. И мы слушали внимательно, и слушались.

-        Я к сожалению, не стала художником, хотя очень хотела. Я пошла по стопам моей мамы, окончила ин.яз. Поработала 20 лет переводчиком, потом поработала педагогом гимназии и в институте. А в настоящее время я как бы на отдыхе, но занимаюсь профессиональной деятельностью. Так перевожу немного, занимаюсь английским языком с детьми.

-        30 лет вообще можно сказать я не брала в руки кисти. Но потом получилось, я вновь встретила Николая Ивановича на его юбилее. Я пришла домой, открыла этюдник и начала снова писать. Вот после этого я приносила свои работы к Николая Ивановичу, он поправлял, наставлял. И где-то годов 20 я писала под его руководством. Или маслом. Вот все к сожалению краски были настолько качественными, что в течение 30 лет не засохло масло, не засохли масляные краски. То есть, я открыла этюдники и стала писать. Конечно, я не профессиональный художник, но как учил нас Николай Иванович: лишь бы в душе было такое чувство познания мира и осознания прекрасного.

Диктор: На открытии выставки в Доме Озерова играл Духовой оркестр Коломенской филармонии под руководством заслуженного работника культуры России Александра Пономарева. И это не случайно. Как рассказал зрителям Анатолий Кузовкин — всем известный педагог Николай Бодрягин был не только талантливым художником, но и музыкантом. До того, как попасть на фронт, он проходил военную подготовку в  первом учебном артиллерийском полку в Коломне. Тогда он и поступил в оркестр. А как это произошло рассказал Анатолий Кузовкин.

Анатолий Кузовкин: А вот на этом снимке изображены курсанты  первого артиллерийского учебного полка. Полк был в Коломне. Николая Ивановича призвали и направили в этот полк из Михайлова. Он усиленно занимался здесь. И вот однажды увидел. На развод караула вышел оркестр. Ну, оркестром и нельзя было по большому счету назвать. Группу музыкантов, человек шесть. Но он за ними наблюдал и думал: эх, как они играют, мне бы еще поиграть.. Но ученье-ученье-ученье, с утра до вечера. Но все-таки он выбрал момент, подошел к дирижеру и сказал — знаете,  я когда-то занимался в Доме пионеров, я играю на мандалини, играю на гитаре, и хотелось бы у вас в оркестре поиграть. А на чем ты можешь в оркестре поиграть? Пойдем со мной. И завел его в комнатку. А вы знаете, я в доме пионеров на валтурном басу играл. А- как здорово! Вот висит труба огромная, никак мне не найти,к то бы мог на нем играть. Приходи! И вот  Николай Иванович пришел и вот с этой трубой играл в оркестре.

Мы не знали долгое время, что Николай Иванович музыкант. Приходили на занятия. И вот однажды пришли минут за 15-20 до начала и кто-то из ребят говорит: а я вчера захожу на Комсомольскую в летний сад и Никаныча увидел. Мы говорим: а что он там делает? На танцы пришел? - да нет! Он оказывается музыкант. Он с огромной трубой сидел и играл. Не может быть! Сейчас спросим. И тут  Николай Иванович появляется. Все загалдели.  Николай Иванович, а это вы были в саду вчера? Посмотрел — был. Вы играли там на трубе? - Да. Ну и так он нам рассказал, как научился искусству музыкальному в доме пионеров в городе Михайлове.

Диктор: У Николая Бодрягина есть двое детей — сын и дочь. Ольга Бодрягина, его младшая, с удовольствием рассказывает, как отец брал их с братом на этюды и пленэры, как много уделял им времени. Принято считать, что человек, который учит детей и достаточно популярен в обществе, зачастую забывает о своей собственной семье. По рассказам Ольги, их отец был не таким, и наряду с воспитанием учеников в изокружке, постоянно занимался и своими детьми.

Ольга Бодрягина:   Вот именно — он не уставал. Он приходил домой. И мы настолько с терпением ждали, что папа с нами занимался. То есть, мне давал краски, я рисовала, брату тоже. Но брат не очень любил рисовать, он больше любил строить. Вот раньше кубики такие были, он выстраивал. Потом он брал нас, мы одевались и шли по городу гулять. Мы гуляли... Но еще я хочу сказать, у нас был мотоцикл. И вот на этом мотоцикле, прежде чем ходить в поход  учениками, мы объездили эти места, да. Зимой, весной, осенью, в любую погоду. И вот однажды я даже случай помню. Мне наверное, было лет пять. Меня одели в шубу, валенки, посадили в коляску мотоцикла. И папа меня повез в лес. Он там зарисовочки делал, чтобы потом картину написать. И увидели однажды лося. Потом я хотела подойти к этому лося. Он говорит: нет, подожди. И я смотрю, там маленький лосенок. И мы стояли и смотрели друг на друга. И он мне говорит: подожди. Видишь, как она своего лосенка охраняет, а я тебя охраняю. Потом мы посмотрели друг на друга и разошлись.

-        Потом он ходил в поход, я раскладывала вот эту палатку его и тоже как будто бы я в походе. Я маленькая была. Брата он брал в поход, а я маленькая была. И поэтому мне приходилось самой устраивать поход в саду.

Диктор: Так много историй и воспоминаний включил Анатолий Кузовкин в свою книгу о Николае Бодрягине, что кажется, будто больше и нечего рассказать. Но нет — осталась еще масса моментов, которая только ждет еще своего времени и публикации. Одним из таких малоизвестных фактов Анатолий Кузовкин поделился с нашим корреспондентом.

Анатолий Кузовкин:   Загадка семьи Николая Ивановича в том, что он имеет какое-то отношение к роду Поленовых, великий художник. И когда мы были в походе в Поленово, Николай Иванович выяснял что-то такое. Но время ограничено было и не успел до конца довести. Вот это одна из загадок. Потому что у него снимок хранился, и там он увидел на каком-то стенде, в экспозиции. Он говорит — о, и у меня есть такой. Как он ко мне попал? А там не Поленова. А жена наверное, была изображена, или сестра. Не сам художник Поленов. Наверное, надо выяснить. Но потом как-то некогда ему было.

-        И вторая тайна — вроде он так говорил, что чуть ли не из дворянской семьи происходил. Но в 20-е годы, 30-е были сложные, и поэтому не надо мол разглагольствовать много и долго. Вот он не смог это выяснить. Хотя были поползновения такие. И даже такие моменты: в Доме Пионеров, там еще Андрей Павлович Радищев занимался. И иной раз они так встретятся. И в разговоре — ну и ты из дворян, и я тоже. Ну Андрей Палыч-то явно был в каком-то родстве тому Радищеву, который написал «Путешествие из Петербурга в Москву». А у Николая Ивановича вот вроде как были какие-то связи с Поленовым.

Диктор: Дочь Николая Бодрягина Ольга вспомнила, что ее отец всегда говорил так: «хорошо быть профессиональным художником, но главное — быть хорошим человеком». Член Союза художников России Евгений Гринин выступил на открытии выставке в Коломне и очень образно рассказал собравшимся о том, какой дух царил на уроках рисования Николая Бодрягина.

Евгений Гринин, член союза художников России: Николай Иванович Бодрягин, имя, при упоминании которого сердце наполняется теплом и бесконечной благодарностью, имя, которое нас объединяет. И сегодняшний день тому подтверждение. Кто он — этот бескорыстный человек, бессребреник, аристократ по духу и крови, ставший легендой и знаковой фигурой в структуре нашего города и жизни. Сыгравшего огромную роль в судьбах мальчишек и девчонок, которые пришли к нему в изо-студию дома пионеров, которая стала для них домом, где царила удивительная братская дружба атмосфера и искусства. Такая таинственная и привлекательная, вызывающая неподдельный восторг и стремление к совершенству, а наставником был покровитель искусства — сам Аполлон, который излучал солнечный свет, доброжелательность и огромную любовь к воспитанникам. Он как магнит притягивал к себе юные дарования. И воспитанники платили ему тем же. Таков Николай Иванович. В плеяде замечательных наставников и педагогов, у которых нам посчастливилось учиться, Николай Иванович занимает особое, исключительное место.

Встретить великого педагога, встретить великого человека — это редкостная удача, выигрышный билет в будущее, а он небожитель, давал своим воспитанникам крылья и умение летать, и мы летали. Мы кружились и были безмерно счастливы от этого свободного полета.

На занятиях в изостудии мы постигали азы рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства, посещали музеи, посещали выставки, а с наступлением теплых и весенних дней выходили на этюды. Но самым долгожданным чудом нашего мага — это были походы. Когда крохотная студийная комната, словно волшебная шкатулка раскрывала свои стенки, и мы, очарованные и околдованные, выходили в бесконечное пространств цветущих лугов и полей. Мы купались в рассветных туманах, мы спали, укрываясь ночным звездным небосводом в тиши полей, в тени лесной мы учились общаться с природой. И все увиденное, извлеченное из этого внешнего мира мы заключали в свои души. И все это отразилось в наших сердцах незабываемой трогательной страницей.

Диктор: Творческая искра, которую зажигал Николай Бодрягин в своих воспитанниках, оставалась потом с ними на всю жизнь. Например, Евгений Некрасов так и не стал художником, хоть и подавал большие надежды по словам учителя. Но судьба распорядилась иначе — он стал дизайнером и из 55 лет работы на Коломенском заводе 25 отдал организации этого нового на тот момент направления. Но творчество Евгений Некрасов не оставил, правда, выражается оно теперь в вокальном исполнении. В день открытия выставки он спел романс и прочитал стихотворение, посвященное своему наставнику, который всю жизнь поддерживал все его начинания.

Евгений Некрасов:   Стихотворение памяти Бодрягина... переведет на вечный на гранит... сегодня мы открывали мемориальную доску Николая Ивановича на доме, где он жил. Вот здесь в стихах я написал про гранит и думаю, что появится его изваяние гранитное, чтобы поставить его там, где пребывал Николай Иванович.

Диктор: На выставке в Доме Озерова можно увидеть картины, написанные как самим Николаем Бодрягиным, так и его учениками разных лет. Кроме того, в экспозицию вошли работы учащихся Детской художественной школы Коломны. Директор культурного центра Галина Дроздова считает, что главное - это связь времен, которую можно ощутить в пространстве выставки.

Галина Дроздова:  На этой выставке представлены работы самого Николая Ивановича Бодрягина и его учеников. Те, кто стал профессиональными художниками, и те, кто остался так скажем художниками-любителями, но при этом изобразительным искусством занимаются с большим удовольствием. И также еще один зал — это детская художественная школа, основателем которой был Бодрягин как бы продолжение традиций, такая связующая нить.

-        Работы самого Николая Ивановича мы собирали и у семьи, и у его друзей. И здесь около 50 работ, что тоже очень приятно, потому что эти работы уже давно никто не видел. И из его учеников — это и народный художник России Абакумов, и заслуженные художники России Корсаков и Рязанов. Вот Рязанов кстати был первым заслуженным в Коломне. Вот к сожалению, очень рано ушел из жизни. Он работал в изостудии Грекова. В принципе, такая тоже очень интересная и замечательная личность.

-        Такие выставки собирать довольно сложно, потому что все ученики стали уже достаточно деловыми людьми. И обзвонить их всех, собрать, найти эти работы, привезти. Это заняло такой месяц напряженной работы. Зато выставка получилась очень симпатичная, очень интересная. Такая мягкая какая-то. Наверное, как характер Бодрягина — мягкий, настойчивый, интересный. И наверное, что приятно, действительно, то зерно, которое Бодрягин зародил, оно взросло в этих людях. И та теплота, с которой они вспоминают его, я думаю, что это наверное, самое главное, что они сохранили, что он воспитал, и они передают это дальше. Действительно, какая-то такая связь, и она продолжается. И я думаю, что Николай Иванович наверное, был бы очень рад здесь присутствовать.

-        К слову сказать, 20 лет назад я пришла сюда работать, и как раз 70-летие Бодрягина мы отмечали тоже здесь. И тоже было очень здорово. И вот прошло 20 лет и ничего не исчезло, ничего не стерлось, наверное, это самое главное.

Диктор: Выставка «Николай Иванович Бодрягин и его ученики» в Доме Озерова в Коломне будет работать до 18 ноября. Программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в выставочном зале!

 

Композитор Галина Уствольская
Людмила Улицкая - "Лестница Якова"
Московская международная биеннале 2016
К 130-летию Велимира Хлебникова «Мир и остальное»
Этномифологическая сюита “Дети Выдры”. Композитор Владимира Мартынов. На основе двух «сверхповестей» Велемира Хлебникова: «Дети выдры» и «Сангези».
Художник Евгений Ревяков
Выставка графики Кизимира Малевича и художников его круга - Третьяковская галерея на Крымском валу
Художник Эдвард Беккерман "За пределами снов"
Репортаж с акции "Возвращение имен"
"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".
Выставка Валентина Серова в Третьяковской галереи
Эксклюзивное интервью с писательницей Светланой Алексиевич. Нобелевская премия 2015
6-я Московская биеннале современного искусства.
Андрей Красулин и Дмитрий Ракитин - "Рыцари служения делу искусства".
Караваджо и последователи
Художник Дмитрий Гутов
Художник Павел Кузнецов «Сны наяву»
Художник Вадим Воинов
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 3
Галина Маникова «ГЛАЗ ГЛЯДИ»
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 2
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 1
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 2
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 1
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 2.
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 1
Выставка «TobeUs. 100 людей – 100 идей»
Музей современного искусства "Гараж"
Скульптор Александр Колдер
Симпозиум "Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры" В Нижнем Новгороде.
Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума /2
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума/1
Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.
Фотограф Сергей Челноков
Художник Владимир Немухин
Художник Михай Мункачи
Выставка номинантов премии "Инновация" В ГЦСИ.
Выставка "ТАФ-АРТ. Форма. Слово. Пространство" в галерее "Беляево" в Москве
Художник Никита Алексеев
С Еленой Камбуровой говорит - поэт Раиса Ипатова
Святослав Рихтер
Выставка «Шнитке / Schnittke» в Москве
«Гараж» - "Грамматика свободы. Пять уроков"
Художник Константин Батынков - "PROКосмос"
Выставка «Возможность полета» - ГЦСИ
Художник Алексей Ланцев
Mikhail Grobman. Tekstilschiki. 1960 s. "Барбарис", Ирина Тарханова
Архитектор Федор Шехтель
Интервью с Ириной Прохоровой о современной культуре
Памяти Елены Образцовой
Поэт Ника Турбина - вечер памяти в Москве
Художник Пауль Клее в Москве в ГМИИ им. Пушкина
Художник Маруся Соловьева
Художник Владимир Яковлев
IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг
Интервью с художником Владиславом Татариновым
Художник Андрей Красулин «Место присутствия»
Памяти Людмилы Швецовой
"Николай Иванович Бодрягин и его ученики"
Вячеслав Колейчук
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 2
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 1
Художник Геннадий Зубков
Памяти Юрия Любимова
Владимир Стерлигов - "Геометрия природы Стерлигова"
Коллекционер Михаил Алшибая
Фестиваль FIAMP в Москве
Художник Александр Носов
Художник Ирина Нахова
Эрик Булатов "ЖИВУ-ВИЖУ"
Вера Коняшова-«Акт конструкции»
"Взгляни в глаза войны"-выставка
Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ
Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Коломенский пленэр обошелся без конкурса
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 2
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 1
Коломенский пленэр. Часть 2
Коломенский пленэр. Часть 1
Художник Валентин Юшкевич
«Манифеста 10». Часть 2
«Манифеста 10». Часть 1
Фотохудожник Петр Ловыгин
Цифровые приемы и ограничения
Фестиваль театров малых городов России
В защиту Шуховской башни
Волшебный мир хорватского наива
Игорь Пальмин - архитектура и фотография
Оживший русский авангард
«Форпост военных корреспондентов»-2
«Форпост военных корреспондентов»-1
Цикл лекций Марины Калашниковой в ГЦСИ
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 2.
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 1.
Арно Рафаэль Минккинен - «Ретроспектива»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова - «Ре-Конструкции»
Виктор Тимофеев - «Мартовские… иды…»
«Абакумовские чтения»
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка»
Ирина Корина и Дмитрий Гутов - «Фотобиеннале-2014»
Алла Урбан, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина
Владимир Мартынов-«Проект Музыкального Ковчега»
ГЦСИ-«Пространство LICIDA»
Культурный обмен по следам Абакумова
Николай Рахманов-«Алмазная фототека»

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: