Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Интервью с художником Марусей Соловьевой.

Диктор: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире «Время культуры» и сегодняшний герой нашей программы молодой, но уже довольно известный в узких кругах художник — Маруся Соловьева. Первая персональная выставка автора проходит сейчас в Москве при поддержке проекта «МАРТ».

С каждым днем творчество Маруси Соловьевой завоевывает все новые сердца. По словам художницы, особенно сильное внимание со стороны общественности она начала испытывать в этом году. Прежде ее деятельность текла более плавно и спокойно. Теперь в жизни молодого автора появились аукционы, встречи с коллекционерами и даже дебютная выставка. Работы Маруси Соловьевой сложно перепутать с другими художниками хотя бы потому, что созданы они на старых деревянных досках, сколоченных вместе. Если продолжить перечислять инструментарий автора, то следом за старым деревом пойдут гуашь, акрил, темпера, лак.. Но ведь это по-прежнему не дает представления о самих работах. «Что же там изображено?» - может воскликнуть нетерпеливый слушатель и будет прав. Только никакое описание не способно передать тот неповторимый душевный настрой, который вселяют образы художника. Русалки, кентавры, сирины и другие мифические существа наряду со знакомыми и понятными лошадками, козочками и цветами смотрят на нас с каждой работы Маруси Соловьевой. Все это — «Местные жители». Так звучит название выставки. В каком же месте обитают эти сказочные персонажи, рассказала нашему корреспонденту сам автор.

Маруся Соловьва:   Это вот эти все люди, которые здесь висят, цветы тоже. Все, что меня окружает. Это существа, которые находятся и живут вокруг меня и во мне, можно так сказать. Я живу в деревне вообще. Да. Вы не знаете?

-        Живу я там практически постоянно сейчас. Ну местные жители, да, это те, кто меня там окружают, в моей собственной голове тоже.

-        Каждый человек смотрит через свою призму. Кто-то может быть и видит что-то другое..

Диктор: Маруся Соловьева родилась в 1988 году в деревне Рождествено Тульской области, где и живет до сих пор. Училась в Тверском художественном училище на факультете «графический дизайн» и, по ее словам, собиралась стать «нормальным человеком», что, к счастью, у нее так и не вышло.

Маруся Соловьева:   Я была почти программистом. Я вообще графический дизайнер по образованию, работала на компьютере и даже иногда делаю какие-то вещи. Просто человек либо чувствует себя счастливым, в своей тарелке, либо не чувствует.

-        вот я например, чувствую себя более счастливой, когда занимаюсь творчеством. Кому-то может и программированием больше нравится заниматься.

-        я не придавала никогда этому значения. У меня не было вообще амбиций художественных, честно говоря. Я хотела состояться, как нормальный человек. Зарабатывать деньги, жить в Москве. А творчество.. никогда не хотела это превращать в какой-то основной образ жизни, чтобы это.. это какая-то зависимость ведь получается. А что люди скажут, как оценят. Не хотелось бы, конечно, от этого зависеть. Но стараюсь держаться, не думать об этом.

-        Сейчас я то, что я есть, сейчас мне гораздо лучше. Поскольку у меня там что-то покупают, я могу себе позволить не ходить на работу. Это, конечно, большое счастье. На ту работу, которая... Я люблю работать. Не то,что я лентяй, нет. Я имею ввиду на ту самую работу, которая сидеть там в офисе, пялиться в экран, это тяжело.

Диктор: По признаю нашей собеседницы, вопрос выбора профессии для нее никогда не стоял. Маруся родилась в семье художников и, говорит, даже не знала о существовании других вариантов деятельности.

Маруся Соловьва:  У меня родители художники. То есть, я другой среды не знаю. Если бы я даже захотела стать врачом, вряд ли бы у меня это получилось. Ну потому что даже не знала о существовании собственно других профессий. Потом как-то... моя жизнь всегда была в такой среде находилась, что я старалась (ну как это сказать) старалась стать нормальным человеком, работать на компьютере и все такое.. но себя конечно,  да и не нужно в общем, нужно быть собой... вот.

-        Конечно, если родители врачи, то и ребенок играет там со всякими инструментами. Я естественно тоже.. у меня и мама и папа художники...

-        Папа у меня, можно сказать, авангардист. Мама, она более такой серьезный человек, она дизайнер интерьеров. Она вообще многогранный такой человек. То есть, нету тут никакой определенной профессии. Человек — либо творческая личность, либо нет, а остальное уже детали.

Диктор: Творческим людям очень сложно спокойно воспринимать критику своих трудов. Наверное, начинающим авторам в таких случаях вдвойне нелегко. Ведь многие замечания звучат для них впервые. Маруся Соловьева честно призналась, что старается не реагировать на внешние оценки и следить только за тем, чтобы не потерять себя.

Маруся Соловьва:  Нужно абстрагироваться от этого. У меня не было цели никогда быть каким-то художником, называть себя художником. У меня не было такой цели, поэтому я в общем-то не задумывалась о том, что подумают люди. Я рисовала то, что хотелось мне. Рисовала себе домой, украшала квартиру. Вот собственно с этого все и началось. То есть это была моя жизнь. И она не.. (как вам объяснить). То есть, это была моя жизнь, я не думала о том, кто.. тем более про критиков мне вообще было никакой мысли об этом никогда в жизни. И сейчас ..

-        Для меня неожиданно, что всем нравится, что многим нравится. Для меня это неожиданно, конечно. Я вообще очень этому счастлива!

Диктор: Публичное и материальное признание по умолчанию важно для каждого автора в современном мире. Но у всех художников есть и свое личное представление о том, что такое успех, в чем он выражается и как его можно достичь. Наша сегодняшняя героиня настоящий успех сравнивает с чувством свободы.

Маруся Соловьва:  Успех художника? Я думаю, как раз таки в сохранении себя он выражается. Если человек рисует и делает то, что хочет, и чувствует себя свободным, вот это и есть успех художника и любого, наверное, человека.

Диктор: Произведения Маруси Соловьевой относят к наивному искусству. В них иконография тесно переплетается с лубочной живописью, христианские мотивы с древнеславянскими, библейские сюжеты с мифическими. Под каждое из направлений творческой мысли выделена своя определенная серия. По словам автора, это стремление все упорядочить у нее от дизайна.

Маруся Соловьва:   У меня как у дизайнера — это болезнь какая-то. Я люблю серии делать.

-        я вообще не задавалась такой целью делить все на серии, но как-то это может быть мифические животные, мифические существа, (если сейчас об этом подумать), потом иконы (но это не иконы, это собственно картины), многие думаю, что это иконы. Что у меня еще есть? Серию кентавров я хотела сделать. У меня их пока два, но я серию тоже хотела сделать.

Диктор: Понимая, что Маруся Соловьева профессиональный художник, искушенные зрители и почитатели ее таланта начинают искать предпосылки и источники творческого импульса нашей героини в искусстве знаменитых художников. Откуда растут ноги, а в случае с Марусей Соловьевой — лапы, перья, хвост, не знает даже сам автор. Но любимых и особо почитаемых художников она все-таки назвала.

Маруся Соловьва:  Я стараюсь вообще себя абстрагировать от всех художников, потому что как-то хочется себя сохранить, конечно же. Но возможно, что в подсознании это все потом наружу как-то выходит через работы. Модельяни я люблю, я люблю Пиросмани. Я люблю Зверева и Шагала. Вот это наверное, самые-самые такие любимые.

-        Картины я не скажу, но вот эти художники меня цепляют, да. Вообще, меня редко что цепляет. Если я прихожу на выставку и как-то редко что-то оседает внутри меня. А вот на Зверева я ходила. Год назад, может быть. Не помню уже. И на Модельяни, то, что я перечислила.  Эти художники прямо.. во мне что-то начинает шевелиться. То есть, как-то западают в сердце, а картины, не, не могу сказать. Мне кажется, что художник — он как одна картина. Если у него даже много картин, один художник он. Я не делю его на какие-то периоды или картины, в целом воспринимаю.

Диктор: Когда наша собеседница рассказывает, что берет сюжеты из жизни, невольно задаешься вопросом, где же царит такая райская или сказочная жизнь. На ее деревянных картинах царит такое благолепие, что даже если забыть о кентаврах и русалках, не оставляет ощущение, что приоткрыл дверь и заглянул в какой-то другой, бесспорно прекрасный, мир.

Маруся Соловьва:   Из жизни оно рождается. Найти его я не пытаюсь, конечно. Смотря, что такое вдохновение. Уже такой сложный вопрос..

-        Энергия вы имеете ввиду? Из жизни, все из жизни берется и больше ни откуда. Не с небес падает, не.. я не романтизирую это все. Просто идешь-идешь, раз..

-        Раз и захотелось нарисовать. Бывают периоды вообще дикие, когда я не могу ничего делать. Ведь энергию мы всегда из жизни черпаем. Также и художник. Энергию даже что-то делать, там работать или жить. Все это из жизни.

Диктор: Старые деревянные доски, фрагменты сундуков, калиток, ставней, грубые, шершавые рельефы — все это не только холст для написания картин, но и спасенные сокровища, по мнению Маруси. Как оказалось, ее живопись дает вторую жизнь всем этим вещам, возвращая их из забвения.

Маруся Соловьва:   Дерево?... Ну я вообще люблю всякие фактуры: камни, дерево, все, что угодно. Но поскольку дерево, оно доступно, его можно взять и принести домой, поэтому как-то так получилось. Попробовала..

-        Холсты? А нет, раньше, я вообще график изначально. То есть, я рисовала графику. На самом деле, я бы рисовала где угодно и что угодно, но... то есть дерево как-то попалось и пошло хорошо, красиво, здорово. Мне нравится. Оно всегда так непредсказуемо. Всякие вот эти вот детали, я же все это собираю. Как-то... они же дико красивые! Если вы заметили, там какие-то ручки, все вот это вот валяется, никому не нужно. Очень жалко!

-        Я не занимаюсь никаким вандализмом. Беру только то, то никому не надо.

-        Конечно, мне хочется спасти эти вещи прекрасные. Они дико красивые, просто, они, правда, умирают там.

-        Спасти от забвения для вечности?

-        От смерти. Хм. Нет, конечно, я не руководствуюсь этой целью. Но то, что вы говорите, да, может быть они действительно какую-то вторую жизнь приобретают.

Диктор: Когда все эти доски с красивой фактурой оказываются в мастерской художника, они уже начинают сами диктовать дальнейший ход своего преображения. И здесь уже автор идет на поводу новоиспеченного холста и прислушивается к его желаниям и подсказкам.

Маруся Соловьва:   Всегда полотно, оно ведет и подсказывает, что на нем должно быть. И если я например, не вижу вот в голове. Я смотрю, смотрю, я не вижу — я не трогаю, пока не увижу, что там должно быть. То есть, не специально. Не беру, там: тут я сейчас нарисую козу. Вот так.

Диктор: Бывает и так, что художник по просьбе коллекционера или поклонника повторяет одну из работ. Разумеется, можно скопировать цвета и сюжет, но настроение у картины уже будет иное, рассказала Маруся Соловьева. Даже когда она повторяет какую-либо из своих работ, картина получается совершенно другой.

Маруся Соловьва:   Да, они все абсолютно разные. Во-первых, доски  все разные. Абсолютно разные работы получаются. Это зависит и от настроения и от всего-всего-всего. Даже если копии поставить, повторы поставить рядом, то две разные работы. Просто цвет и сюжет один.

-        Я бывает повторяю работы, я могу это делать, но я опять же говорю, это будет не копия, повтор мазка. Это будет повтор сюжета и цвета.   Вы имеете ввиду тяжело ли мне это делать морально?

-        Ну, надо, конечно, себя настроить, поймать, чтобы это не было в тягость. А так нет, мне всегда весело рисовать. То, что мне... Почему? Я люблю эту работу. Я ее сделала, я ее люблю. Мне приятно. И появляются еще какие-то новы моменты интересные даже для меня, сюрпризы.

-        Трудности бывают. Но это не обязательно, когда я повторяю работу. Трудно, конечно, работать вообще трудно себя заставить. Гораздо легче ничего не делать и лежать на диване. Но, я говорю, я не хочу никогда делать того, чего я не хочу. Я стараюсь всегда, чтобы это было, чтобы я была на волне, чтобы это от чего-то хорошего шло... чтобы это было энергетично. Потому что когда мне не хочется, ничего никогда не выходит. Я даже не берусь уже. Стараюсь не делать этого. Если прям не прижмет. Но такого не бывает в жизни моей. Я всегда могу выбрать, когда мне и чем заниматься.

Диктор: Сложности в написании картины у художника возникают разные. Иногда наши корреспонденты задают героям программы этот вопрос и получают совершенно неожиданный и предельно искренний ответы. Так Маруся Соловьева откровенно призналась, что иногда испытывает страх перед началом работы.

Маруся Соловьва:   Страх перед тем, что что-то не получится. Страх.. я не знаю, страх это или нет. Но начать, тяжело начать всегда. Но я думаю, что любой человек с этим сталкивается, да? Или нет?

-        Но страх есть, ну как, да, конечно, я знаю, как это должно быть, это должно быть хорошо! Я не знаю, как это оценивают со стороны люди, но я конечно же, знаю, как это должно быть. И если это не соответствует тому, что я хотела получить, конечно,  мне становится очень грустно.

Диктор: Когда работа так и не стала произведением художник это чувствует первым и сначала пытается переписать ее заново. Но потом все равно понимает, что из такой картины уже ничего не выйдет, рассказала наша собеседница.

Маруся Соловьва:   Когда я уже начинаю переписывать, уже не то. Я стараюсь это делать на какой-то вспышке на одной. Вот сейчас я это начну, закончу, тогда это удается всегда, даже чем быстрее у меня работа написана, тем она удачнее обычно бывает. Я смотрю, как по отзывам, ну и даже собственным взглядом.

Диктор: Среди серии работ Маруси Соловьевой есть одна, которые вызывает наибольшее количество и откликов, и споров. Зрители условно называют ее — Иконы, но сам автор предпочитает считать, что это просто случаи из жизни людей. Вот был такой случай и художник показал, как он представил себе это событие.

Маруся Соловьва:   Вообще, для меня это все случай из жизни. Я рисую так, как я себе это представляю, как я это вижу, как это было. Это мое воображение просто. Нет. Это никакие не иконы. К религии это отношения не имеет. Ведь все то, что описано в Библии — это случаи из жизни. И эти случаи я и пытаюсь нарисовать. Так, как я бы это хотела нарисовать. Это не иконы.

-        Но Тайная вечеря все-таки угадывается...

-         Но конечно, это же была, был такой случай когда-то, собрались однажды. Потом Тайная вечеря она конечно угадывается, но это не икона. Потом там был отзыв, что это пародия. Что это... Я не отрицаю, что есть, присутствует юмор. Но он никакой не злобный, я не протестую, не протестантский. Просто у нас же в голове, и в сердце, и в душе все это смешано. И язычество, наша вот такая начальная природа, и христианство. Все эти обычаи. Также мне кажется, что я это даже очень хорошо передаю в своих работах из той серии.

Диктор: Накануне своей первой персональной выставки в Москве в разговоре с корреспондентом радио Благо Маруся рассказала, чего ждет или вернее, чего она совсем не ждет от посетителей вернисажа.

Маруся Соловьва:   Я стараюсь ничего не ждать, чего-то конкретного. Интерес. Во-первых, мне интересно познакомиться с людьми, с которыми я знакома только в сети. Ну и конечно, волнение есть. Это у меня всегда есть.

-        Я не буду скрывать. Конечно, я хочу признания, я хочу нравиться, как нормальный человек.

-        Конечно, не хотелось бы, чтобы человек как-то неправильно меня понимал. Как многие, но не многие, а некоторые бывает. Вот опять же с этими иконами, что это не канон.. что это.. Это не должно быть канон.

Диктор: Местные жители Маруси Соловьевой — это и те многочисленные деревянные доски, оставленные вокруг нее в деревне Рождественно, и те бесчисленные персонажи, живущие в ее воображение и, конечно, все мы, кто хоть раз оказался в зоне доступа волшебства этих картин. Все вместе здесь живет, сосуществует и процветает, в согласии, мире и любви.

Маруся Соловьва:   Конкретной мысли нет никакой. Не могу сказать о мысли. Ведь когда я рисую, я чувствую. Я не думаю конкретно какую-то мысль. Я просто чувствую. И конечно, мне было хотелось бы, чтобы человек и чувствовал и понимал  ... Это нельзя написать двумя-тремя словами, одним предложением.

-        Я просто хочу, чтобы люди понимали, что я не претендую ни на какую иконопись, по крайней мере.

-        А кстати, мне бы еще очень хотелось, чтобы работы запоминались и как-то задевали зрителя. Вот это очень важно для меня.

-        Чтобы я хотела сказать? Ну если что, чтобы.. даже не знаю, чтобы я хотела сказать. Ну во-первых, не хотелось бы никого задевать. Потому что услышала некоторые такие отзывы,  что кого-то я может и задела этим, мне бы этого не хотелось. Сказать... В принципе, мои работы — это и есть посыл. То, что я рисую, то я и посылаю зрителю. Я надеюсь, что это какие-то хорошие чувства.

Диктор: Работы художника находятся в частных собраниях Юрия Петухова, Марка Коганского и других коллекционеров. Также ее произведения можно увидеть в «Музее традиций» в Коломне. Выставка Маруси Соловьевой в Москве продлится до 15 января 2015 года по адресу: улица Петровка, 25, строение 1. Вход свободный! Программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в выставочном зале!

 

Композитор Галина Уствольская
Людмила Улицкая - "Лестница Якова"
Московская международная биеннале 2016
К 130-летию Велимира Хлебникова «Мир и остальное»
Этномифологическая сюита “Дети Выдры”. Композитор Владимира Мартынов. На основе двух «сверхповестей» Велемира Хлебникова: «Дети выдры» и «Сангези».
Художник Евгений Ревяков
Выставка графики Кизимира Малевича и художников его круга - Третьяковская галерея на Крымском валу
Художник Эдвард Беккерман "За пределами снов"
Репортаж с акции "Возвращение имен"
"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".
Выставка Валентина Серова в Третьяковской галереи
Эксклюзивное интервью с писательницей Светланой Алексиевич. Нобелевская премия 2015
6-я Московская биеннале современного искусства.
Андрей Красулин и Дмитрий Ракитин - "Рыцари служения делу искусства".
Караваджо и последователи
Художник Дмитрий Гутов
Художник Павел Кузнецов «Сны наяву»
Художник Вадим Воинов
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 3
Галина Маникова «ГЛАЗ ГЛЯДИ»
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 2
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 1
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 2
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 1
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 2.
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 1
Выставка «TobeUs. 100 людей – 100 идей»
Музей современного искусства "Гараж"
Скульптор Александр Колдер
Симпозиум "Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры" В Нижнем Новгороде.
Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума /2
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума/1
Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.
Фотограф Сергей Челноков
Художник Владимир Немухин
Художник Михай Мункачи
Выставка номинантов премии "Инновация" В ГЦСИ.
Выставка "ТАФ-АРТ. Форма. Слово. Пространство" в галерее "Беляево" в Москве
Художник Никита Алексеев
С Еленой Камбуровой говорит - поэт Раиса Ипатова
Святослав Рихтер
Выставка «Шнитке / Schnittke» в Москве
«Гараж» - "Грамматика свободы. Пять уроков"
Художник Константин Батынков - "PROКосмос"
Выставка «Возможность полета» - ГЦСИ
Художник Алексей Ланцев
Mikhail Grobman. Tekstilschiki. 1960 s. "Барбарис", Ирина Тарханова
Архитектор Федор Шехтель
Интервью с Ириной Прохоровой о современной культуре
Памяти Елены Образцовой
Поэт Ника Турбина - вечер памяти в Москве
Художник Пауль Клее в Москве в ГМИИ им. Пушкина
Художник Маруся Соловьева
Художник Владимир Яковлев
IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг
Интервью с художником Владиславом Татариновым
Художник Андрей Красулин «Место присутствия»
Памяти Людмилы Швецовой
"Николай Иванович Бодрягин и его ученики"
Вячеслав Колейчук
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 2
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 1
Художник Геннадий Зубков
Памяти Юрия Любимова
Владимир Стерлигов - "Геометрия природы Стерлигова"
Коллекционер Михаил Алшибая
Фестиваль FIAMP в Москве
Художник Александр Носов
Художник Ирина Нахова
Эрик Булатов "ЖИВУ-ВИЖУ"
Вера Коняшова-«Акт конструкции»
"Взгляни в глаза войны"-выставка
Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ
Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Коломенский пленэр обошелся без конкурса
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 2
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 1
Коломенский пленэр. Часть 2
Коломенский пленэр. Часть 1
Художник Валентин Юшкевич
«Манифеста 10». Часть 2
«Манифеста 10». Часть 1
Фотохудожник Петр Ловыгин
Цифровые приемы и ограничения
Фестиваль театров малых городов России
В защиту Шуховской башни
Волшебный мир хорватского наива
Игорь Пальмин - архитектура и фотография
Оживший русский авангард
«Форпост военных корреспондентов»-2
«Форпост военных корреспондентов»-1
Цикл лекций Марины Калашниковой в ГЦСИ
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 2.
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 1.
Арно Рафаэль Минккинен - «Ретроспектива»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова - «Ре-Конструкции»
Виктор Тимофеев - «Мартовские… иды…»
«Абакумовские чтения»
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка»
Ирина Корина и Дмитрий Гутов - «Фотобиеннале-2014»
Алла Урбан, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина
Владимир Мартынов-«Проект Музыкального Ковчега»
ГЦСИ-«Пространство LICIDA»
Культурный обмен по следам Абакумова
Николай Рахманов-«Алмазная фототека»

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: