Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

В гостях у радио «Благо» — Ирина Корина и Дмитрий Гутов.

«Фотобиеннале-2014».

Диктор: Сегодня в нашей программе вы услышите:

-        о чем думает Ирина Корина, представляя на суд зрителей свой новый  выставочный проект «Припев»,

-        как пишет картины современный художник Дмитрий Гутов, выставка которого открылась на днях в Москве

-        и какие выставки фотографий открываются в эти минуты в рамках Десятого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2014».

Обо всем подробнее.

Прямо сейчас в Москве в Мультимедиа арт музее проходит открытие следующих выставок фотографий

Джессика Лэнг «Незримое»

Первая выставка в России знаменитой американской актрисы и фотографа, неоднократного лауреата премий «Оскар» и «Золотой глобус». Проект «Незримое» включает более 140 фотографий, созданных в период с начала 90-х по сегодняшний день.

Джессика Лэнг, фотограф, автор выставки «Незримое» (перевод Ларисы Сухочевой):

- фотография — это процесс, наполненный уединенностью, личными переживаниями, своим личным отношением и фотография становится своего рода медитацией, потому что можно побыть одной. Джессика рассказывает, что когда она в Мексике бывает, ей очень нравится просто бродить по улочкам мексиканским, просто смотреть на то, как заходит солнце, как меняется освещение, как люди возвращаются домой. И в Мексике есть совершенно особый, неторопливый ритм. И очень здорово, когда есть время, когда не нужно никуда торопиться, когда ты можешь в свое удовольствие побродить с камерой и снимать то, что тебе нравится, когда ты можешь побыть наедине с самим собой и со своим фотоаппаратом. И этому процессу присуще качество такой анонимности, то есть ты как бы становишься невидимым и именно такое название у выставки, которая здесь открывается, - «Невидимое» и в этом самое огромное отличие от кино. Потому что проработав в кино 35 лет, актриса привыкает к тому, что она постоянно находится перед камерой, за ней постоянно наблюдают. А здесь она как бы становится на другую сторону, на сторону наблюдателя и если мы говорим о процессе кино, то это процесс сотворчества, совместной работы массы людей. Это может быть не иметь ничего общего с твоим собственным видением, потому что ты являешься частью команды и в этот процесс вкладывают силы огромное количество людей. В то время как фотография — это абсолютно другой процесс, это решение одного человека и это личное решение. Таким образом, это процесс, наполненный уединением, одиночеством. Но конечно, и кино может быть чем-то удивительным, это по-прежнему может доставлять наслаждение, если работа интересна. Однако с годами Джессика все больше и больше чувствует, что ее влечет вот это одиночество, анонимность и вот эти вот качества невидимого.

Ширин Нешат - «Не спрашивай, куда ушла любовь»

Новый проект одной из самых ярких, загадочных и противоречивых звезд современного искусства. Головокружительная карьера Нешат началась с серии портретов «Женщины Аллаха», созданной в период 90-х. В 2012 году в Неаполе в сотрудничестве с итальянским фотографом Лучано Романо она решила сделать серию портретов с актерами местного экспериментального театра... Проект был назван «Не спрашивай, куда ушла любовь».

Крис Стил-Перкинс «Англия, моя Англия»

Фотограф снимает Англию и англичан с начала 70-х годов. И спектр сюжетов крайне широк: сельская жизнь графства Дарем, будни лондонской больницы святого Фомы, расовые конфликты в городских трущобах, трудная жизнь людей, которые ухаживают за больными и инвалидами, и их подопечных.

Дэвид Хёрн «Земля моего отца»

Этот фотограф  — ключевая фигура британской репортажной фотографии. В 22 года получил мировое признание как автор фоторепортажа о венгерской революции. Хёрн родился в 1934 году в Англии, но отец его был валлийцем. Это обстоятельство имело исключительное значение для всего его творчества: Уэльс — одна из четырех крупнейших административно-политических частей Великобритании и Северной Ирландии — на долгие годы стал важнейшим героем фотографий Дэвида Хёрна.

Выставки продлятся до 20 апреля по адресу: Москва, улица Остроженка, дом 16. Мультимедиа арт музей. Каждый день, кроме понедельника с 11 до 21 часу.

В Московском музее современного искусства сегодня открывается выставка Матье Гафсу «Добро пожаловать в горы! Антиромантическая Швейцария».

Куратор проекта Габриэль Умштеттер так говорит о швейцарском фотографе: Гафсу выстраивает кадр дотошно, с особой тщательностью. Он пытается передать этот мир во всех деталях, с максимальной точностью, следуя великим традициям реалистической живописи и пейзажной фотографии, — но вводя в свои снимки присутствие современного человека и избегая любых готовых суждений.

И выставка фоторабот Андрея Абрамова «Симуляторы городского ландшафта» открывается сегодня  в Московском музее современного искусства.

Сам автор дает следующую характеристику своему творчеству: В своих работах я не использую цифровые манипуляции и не занимаюсь созданием тех объектов, которые попадают в мои фотографии. Я беру за основу своих ландшафтов то, что уже есть в городской среде; работаю с тем хаосом и нагромождением пятен, линий и геометрических объектов, которые присутствуют вокруг нас в обыденной жизни.

Выставки в московской музее современного искусства продлятся также до 20 апреля. Познакомиться с экспозицией можно по  адресу: город Москва, Ермолаевский переулок, дом 17. С 12 до 20 часов. В четверг — выходной.

Диктор: На прошлой неделе современный художник Ирина КОрина представила свой новый проект под названием «Припев». Выставка открылась в галерее Stella Art Foundation в Скарятинском переулке в Москве.

Композиция выставочного пространства первоначально способна сбить с толку и даже слегка запутать зрителя. Кажется, что ты зашел через черный вход в театр или концертный зал и вот твоему вниманию предстают сложно организованные, может быть даже складские помещения, какие-то ростовые куклы или оставленные кем-то цирковые костюмы, декорации, которые почему-то не успели убрать. Как оказалось потом, все это тоже часть замысла автора...

Ирина Корина: В принципе, это еще работа, связанная с такой текучестью пространств, потому что, очень сложная инсталляция, которую я делала на месте, вдохновляясь пространством самой галереи, потому что оно немножко странное, с какими-то закутками и мне хотелось его еще больше усложнить. Поэтому мне было очень интересно то какое-то неосязаемое отсутствие каких-то опор, которые ты ощущаешь из-за того, что в городе вдруг все становится текучем. То есть, раньше был один магазин, который ты знал. Было одно кафе на целый район или что-то еще. И вдруг теперь все стало абсолютно невероятным. Парикмахерские превращаются в детские центры, жилые здания становятся ресторанами и это бесконечно меняется. И это пространство.. мне хотелось зрителя заворожить или загипнотизировать таким как бы продвижением, открытием каких-то новых помещений и вот такой растерянностью, собственно— что это такое? С одной стороны, вы вроде находитесь на сцене, может быть это какой-то детский зал, может быть это ночной клуб, бывший, тут ремонт. С другой стороны, вы видите витрины и это какое-то помещение магазина, возможно. То есть, это некоторое переустройство. Мне пришлось разобрать потолок, мы сделали целую тут работу, незаметную. Но она была призвана создать именно такое текучее помещение, где вы не совсем понимаете функцию тех или иных закутков, помещений, именно потому что это такая вот постоянно движущаяся, бесформенная и неопределенная, состояние такое. Потом вот эти все витрины, которые находятся в центральном зале, они связаны именно с таким желанием этой бури и революции, каких-то перемен, но которые совершено не выходят вовне. Они как бы вот такие капсульные. Там такое, бесконечная вьюга и снег в витрине и какие-то там тающие... там. В общем, мне хотелось очень сделать такое очень сложное пространство, очень насыщенное для того, чтобы отделить его максимально от таких вот от эстетских белых галерейных выставок, а сделать что-то такое очень пере-концентрированное очень, такое вот состояние.

Диктор: Судя по всему, автору удалось нас запутать и даже слегка загипнотизировать. Но как только начинаешь всматриваться в представленные объекты, стараешься разглядеть и прочувствовать художественное пространство во всех деталях, вдруг становится невероятно грустно от нависшего со всех сторон одиночества.

Ирина Корина: Это история о мечте и каких-то иллюзиях, которые вот сверкают вокруг и манят нас и через какое-то время вдруг оказываются никчемными и безынтересными. И о таком разочаровании, некой бесконечной фрустрации и такой бессмысленности  бесконечного желания чего-то.

Такая поэтическая форма какой-то ну как бы зацикленности, каких-то периодов и желаний сначала одного, потом это теряет для вас интерес и другого, о каких-то опустевших иллюзиях, исчезающих.

Это скорее о таком бесконечном цикле каких-то желаний, в данном случае, это, конечно, такие немного символические вещи я использовала, связанные как раз с романтическим периодом 90-х, когда люди мечтали наконец о каких-то путешествиях в Париж, в горы, о каких-то машинах. Ну конечно обо всем об этом в таком метафорическом смысле, как о какой-то другой, иной жизни. И здесь они представлены в таком у меня исключительно театральном бутафорском  виде, когда это такие костюмы, которые совершено никчемно висят, никто ими больше не пользуется, они отжили свое. Это как такие спектакли, которые уже отыграны и теперь все ушло куда-то на хранение. В общем, это как такие пустующие личины. там крутятся некие костюмы артишока, дома с башнями и имперского орла, как такие вот идиллические представления о переустройстве, переорганизации жизни, которые как-то оказались мне кажется уже совершенно не у дел, не интересны и какие-то теперь другие мечты, возможно.

-        Нет, мне просто кажется, что тогда, ну кроме всех ужасов того времени, мне кажется, что присутствовала такая романтика и идея того, что все-таки может быть сейчас все как-то изменится и все осуществимо. Хотя, безусловно, эти годы, в общем-то, и ужасные в каком-то смысле. Очень многие осознали в них некое такое время надежд, когда может быть, вдруг все переменится и поэтому мне кажется, что это, собственно, связано с какими-то такими наивными мечтаниями, которые сейчас кажутся совершенно бессмысленными или бесцельными.

-        А сейчас какие мечты?

-        Не знаю, какие сейчас мечты. Видимо, чтобы не было войны, был бы мир и так далее...

-        Это тоже представлено на выставке?

-                   Нет, ну эта выставка делалась как-то несколько раньше всех этих драматических событий, связанных с Украиной, поэтому она как бы в таком глобальном смысле связана с потерей мечты и таким постоянным нахождением новых.

-        А те материалы, из которых вы создаете эти мечты? - Да. Они для вас насколько важны?

-        Собственно, благодаря материалам и образуется какое-то пространство, ощущение, мне кажется, от всех этих работ. Потому что все эти материалы, которые использованы здесь, это такие иллюзорные и вычурно кричащие о своей сказочности материалы какие-то. Перламутровые, искрящиеся, золотые — жуткие синтетические материалы, которые, ну как, вынуждены призывно петь. При этом, безусловно, они никак не связаны с жизнью и в общем-то, это очень грустные и тоскливые материалы, в них не хочется существовать, например. Но это такая вот странная тоска от нарядности.

-        От, знаете, таких бесконечных шоу. Эстрадные какие-то программы, которые идут по телевизору, какие-то существа ряженные на улице, как бы, в общем, такая вот странная театрализация жизни. Культура ряженных.

-        Интересно, а вы в своей выставке или своих работах показываете какой-то выход из ситуации или ваша задача, как автора...

Нет, никакой выход абсолютно никогда не показываю, я даже не знаю никаких выходов, никаких решений. Скорее мне кажется, такое наблюдение. В общем-то у меня нету никакого плана. Мне кажется, если бы у меня был какой-то выход, я была бы политиком или активистом или кем-то, кто делает что-то по велению души, потому что он знает, как нужно. У меня, честно говоря, никаких советов нет, скорее так, созерцательно высказываюсь.

Диктор: Припев — музыкальный отрывок, который неоднократно встречается на протяжении музыкальной композиции и при этом остается неизменным. Чаще всего такой рефрен является главной мыслью песни или стихотворения. Автор выставочного проекта под названием «Припев» словно старается обратить наше внимание на одну и вечных тем, которая встречается во всех поколениях. И все же какому времени посвящена именно эта экспозиция: прошлому, настоящему или будущему?

Ирина Корина: Мне кажется, я все время делаю о настоящем и о том, что происходит именно сейчас, но это, безусловно связано с ощущением какого-то уже прошедшего времени. То есть это, конечно, связано с уже осознанием какого-то периода прожитых лет, историй. Как бы того, что вокруг происходило в обществе. Поэтому то, что сейчас, оно все-таки на чем-то основано и связано с какими-то такими этапами.

Поэтому эта выставка, она связана, возможно, с таким 20-летним периодом того, что происходило в нашей стране в последние годы. То есть, начиная там с 90-х и 2000-е, и так далее...

Диктор: Путешествуя по выставке Ирины Кориной, невольно ловишь себя на мысли, что представление вот-вот начнется или только закончилось, и сейчас оно где-то еще. Неожиданно подступает желание увидеть перформанс ожившей мечты, шествие историй прошлого. Чтобы что-то вдруг стало происходить или преображаться. Перед торжественным открытием выставки мы спросили художника о том, будет ли нечто подобное.

Ирина Корина: Нет, никакого перформанса не будет. Здесь просто речь шла об объекте, который стоит в центре зала, витрина, где внутри серебряная метель некая и он должен был быть подключен к электричеству. Статистов никаких не будет. Собственно, вся идея в том, что эти костюмы никем не используются, что это просто пустые личины. Они никому не нужны, крутятся без всяких действующих лиц, без актеров, героев, они как бы висят и абсолютно никем не используемы.

Диктор: Автор созданного пространства в галерее Stella Art Foundation Ирина Корина активно выставляется с 2000-го года. В 2006-м, 2009-м и 2012-м становилась лауреатом российской ежегодной профессиональной премии в области современного искусства «Соратник». В 2008 году стала лауреатом государственной премии «Инновация».

Ирина Корина: Пока у меня очень много разных дел и планов и скорей я невероятным образом занята. И вообще у меня такой немного странный образ создания работ, они как бы создаются по мере появления новых выставок. То есть, у меня нет ничего, чтобы хранилось как бы где-то там, какие-то далеки мысли о том, что я сделаю когда-то. Как-то получается, что то, что ты хочешь воплотить, и то, о чем ты думаешь, оно встречает в том числе предложения, связанные с выставками, поэтому реализуются. то есть у меня обычно проекты каким-то очень естественным образом возникают, то есть я живу, они как бы параллельно и происходят. То есть, у меня нету каких-то таких планов, которые мне хотелось бы когда-нибудь воплотить и я не могу их сделать. Ну точнее это :) звучит как-то не возвышено, но как раз получается все сделать, вот, что я хочу сказать.

Диктор: Как видим, одни выставки сменяются другими, проекты, идеи и их реализация не заставляет себя долго ждать. Сразу после открытия выставки художница отправилась на другое культурное событие в Ясную поляну, а в будущем уже запланированы новые произведения. Но это все соотносится с несбывшимися мечтами, которые в таком обилии представлены в проекте «Припев».

Ирина Корина: Но они в общем-то не о несбыточности, а как бы иссякании интереса. О такой смене одних желаний другими. В принципе, о течении жизни. То есть вся эта работа, мне, поэтому хотелось сделать ее такой, очень сложной. Мне кажется, так и происходит в жизни. Вас завораживают какие-то вещи. Вы о них мечтаете и думаете, но спустя какое-то время, не в зависимости от того, достигли вы этого или нет, как бы появляются совершенно другие какие-то стремления и это такая вот бесконечное обесценивание чего-то, мне кажется.

Диктор: К идеям автора зрители обычно добавляют собственные мысли и интерпретации увиденного. Посетить выставку «Припев», чтобы сложить собственное представление о творчестве современного художника Ирины Кориной, можно до 6 апреля. Каждый день, кроме понедельника с 12 до 7 часов вечера по адресу: Москва, Скарятинский переулок, дом 7.

И напоследок определение Ирины Кориной понятия «современное искусство».

Ирина Корина: Мне кажется, что это искусство, реагирующее и осмысливающее происходящее сейчас, с одной стороны. С другой стороны, это вещи, связанные с переменой сознания, которое происходит именно в данный момент и характерно именно для живущих в наше время людей. Как знаете, ну как бы обычно интересно изучать литературу, философию, что-то еще, связано с периодами какими-то историческими. изучая это все вы вдруг понимаете, что да, именно это и является знаком и зерном того времени. И благодаря этому вы можете почувствовать, о чем собственно тогда люди думали и в чем состоял нерв времени. И мне кажется, что... для меня с этим это связано, потому что какое-то ощущение того, что происходит вокруг вас.

 

Диктор: В Москве в галерее Триумф один из самых ярких российских художников современности, Дмитрий Гутов представил новую персональную выставку - «Жизнь тяжела, но, к счастью, коротка».

Художник не является приверженцем исключительно одного жанра. В разное время своих творческих поисков Дмитрий Гутов обращался к фотографии, видео, инсталляции, графике, живописи, созданию пространственных скульптур из железа.

Экспозиция «Жизнь тяжела» состоит из более чем 80 живописных полотен, в которых автор одновременно переосмысливает известные литературные и художественные образы и как и прежде использует любимые цитаты.

Возможно, это как-то связано с тем, что в школьные годы Дима (как он сам себя обычно представляет) любил только литературу и зачастую ходил лишь на этот урок. В одном из уголков выставки отельным разделом представлены картины, с которых выпрыгивают цитаты о ненависти к школе. Словно неусидчивые ученики младших классов, эти фразы вырываются за плоскость полотен: цитата «Школа дала мне главное — ненависть к социуму», «Я преподавала в школе для идиотов. Но такого дебила, как Гутов, даже там не было». Это уже по всей видимости, автобиографичное. Здесь же в углу, как наказанный прогульщик, стоит и огромный портфель самого художника, сохраненный Дмитрием Гутовым в память о тяжелом времени школьного обучения. Но при всем при этом — свою учительницу литературы современный художник помнит до сих пор. Мы попросили Диму рассказать нам немного об этой удивительной преподавательнице.

Дмитрий Гутов:

-        Про мою учительницу литературы... оооо это было просто самое светлое пятно в моей юности и моего детства — Татьяна Евгеньевна Рябнина, с которой мы дружны до сих пор. Хотя там, да, понятно уже, после школы 40... сколько там? Да, 40 лет прошло. То есть это серьезно, чтобы проверить...

-        Единственный предмет, из которых я извлек хоть какой-то смысл за 10 лет абсолютно бессмысленного пребывания на этих уроках. У меня там есть работа, на которой написано «Когда в томлении глубоком я (как там?) ждал звонка,  бессмысленным уроком»... Вот литература была идеальна. Каждая минута давала какие-то знания, и на жизнь мою очень сильно повлияла, и поэтому не все было так сумрачно в советской школе.

-        она была чудовищно тяжела в том смысле, что я не хотел туда ходить. Я просто делал все, чтобы не пойти в школу. Старался заболеть, потом просто прогуливал. И вот однажды меня притащили к директору после всех прогулов... А! Я ходил демонстративно только на уроки литературы. Просто приходил на один урок, примерно четвертый и сразу после него уходил. Все остальные учителя визжали. А эта учительница говорила — не трогайте его, а то он и сюда перестанет ходить.

-        я любил читать. Все время, что прогуливал школу я не только там со шпаной тусовался по подворотням, а еще читал много. Это было гораздо более полезное времяпрепровождении, чем отсиживать...

-        Да, люблю с тех пор. Не могу остановиться. Сейчас мало времени из-за живописи, а то бы я больше читал.

Диктор: На открытии выставки вообще было много вербального — с полотен картин к зрителям обращались известные изречения Рериха, Ленина, Ван Гога, при помощи видеоэкранов можно было посмотреть интервью с автором о каждом разделе выставки, и сам художник с удовольствием говорил с гостями, журналистами и с легкостью отвечал на все дополнительные вопросы. Казалось бы в такой насыщенной вербальной среде все смыслы на поверхности и предельно ясны... но нет. Представленные работы вызывают много спорных и часто даже противоречивых эмоций, разобраться в которых оказывается не так просто, как представлялось на первый взгляд.. Визуально работы вселяют даже надежду и радость, но используемые художником слова и фразы тут же охлаждают теплый душевный настрой и даже выводят из равновесия. Было ли задумано такое столкновение самим художником, мы решили узнать у него.

Дмитрий Гутов:

- Сказать по правде, я специально не закладываю ничего, но есть фразы, которые для меня очень важны, которые я здесь использую. И есть вот это внутренние ощущение. И вот они действительно так взаимодействуют, сталкиваются, какую-то искру высекают. И собственно за этими тихими спокойными работами, стоит некоторый психоз, конечно. От которого я просто силой волей избавляюсь. То есть чтобы вот так очистится, нужно иметь сначала чудовищный психоз внутри, просто практически до истерики. И тогда ты концентрируешься,  концентрируешься,  концентрируешься. Но на уровне фраз, естественно,  с мыслями ты подобную операцию не можешь проделать. Они вот так в голове вжжжжжжжжж. Эти цитаты, которые я здесь использую. Они все время вращаются. Запишешь, на какое-то время они отпускают. Потом опять возвращаются.

-        После создания работ я обычно лежу в прострации. То есть даже когда это какая-то пуская картинка и на ней одно движение кисти, которое я сделал за несколько секунд. Я стараюсь такое количество энергии использовать, что потом я должен просто лежать и смотреть в потолок или еще лучше в звездное небо. Восстанавливаться, приходить в себя.

-        В звездное небо лучше. У меня иногда видно. Но и потолок хорошо. На самом деле, если ты добился вот этого внутреннего транса, то совершенно все равно, что над тобой и где ты находишься. В метро вот я вчера ехал и что-то у меня такое было в голове. И я проехал свою станцию. Куда-то уехал. Потом смотрю, где я нахожусь, как вернуться. То есть ты можешь в толпе находится в час пик и быть точно в таком же состоянии.

Диктор: Подобные рассуждения художника немного приоткрывают нам тот образ мысли, который отчасти привел Дмитрия Гутова к созданию таких произведений. То, как художник создает свои картины, а писатель пишет произведения, волнует зрителей и читателей испокон веков. Чтобы к этим знаниям, мы попросили автора экспозиции «Жизнь тяжела» рассказать о том, что он сейчас читает и что его интересует на данном этапе жизни.

Дмитрий Гутов: Вот последнее, что я изучал, это Мастер Экхорт, средневековые трактаты. Начало 14го века, мистические, которые немножко связаны со всем, что здесь. Трактат о том, как сделать чтобы (на языке средневековья это звучит так — чтобы приобщиться к божественным энергиям). Так как я совершеннейший атеист, то мне это очень близко, но на моем собственном языке: как приобщиться к тому, что тебе говорит Космос? Все это можно перевести. Все, что он пишет кажется абсолютной средневековой мистикой, можно перевести на очень и очень современны язык. Идея мастера Экхорта состоит в том, что надо, чтобы ты был пустой внутри, чтобы ты не был ни чем заполнен и тогда то, что внешнее, в мире присутствует, войдет в тебя, а если ты слишком перегружен внутри, чем угодно, то туда тебя не достучаться. Ты должен стать зеркалом всего космоса, всей вселенной, а для этого должен быть очищен. От всего лишнего. Поэтому картины такие пустые и максимально очищенные от всех ненужных деталей, подробностей.

Диктор: Выставка «Жизнь тяжела, но, к счастью, коротка» родилась после непрерывной работы художника в течение последних месяцев в полной изоляции от окружающего мира. Теперь становится ясным, что это было сделано как раз с целью очистится от того, о чем говорит автор.

Дмитрий Гутов:

- сказать, что я прямо очистился, это звучит, конечно, слишком. Но освободился  от многого... Я живу, у меня нет телевизора, нет газет, на телефон у меня уходят копейки в месяц. Поэтому я в полной отключке прибываю. Тишина, только музыка играет и мастер Экхорт лежит на столе. Вот так. Только таким образом такую живопись можно создавать.

- У меня звучит древняя классика — средневековая, лютневая, Бах, Бетховен, Моцарт. Дело в том, что у меня очень плохая память вообще. А музыкальная память просто ноль. И я могу одну и ту же вещь слушать миллион раз. Каждый раз звучит, как будто слышу первый раз. Жутко свежо. Я каждый раз потрясен. Был бы хороший слух, конечно, ничего бы не получилось.

- Вот сейчас я приехал в Москву. У меня мастерская в Подмосковье. Приехал в Москву и, конечно, был выведен. Казалось, в мире столько всего творится. Я был совершенно выбит из своего гармоничного отвлеченного состояния. Сейчас бы я ничего подобного не смог сделать. Ни одну из этих картин. Боюсь, что еще много месяцев уйдет, прежде чем я вернусь...

Диктор: Человек, который был информационно отрезан от современного мира на протяжении последних месяцев, наверное, способен иначе посмотреть на жизнь и происходящие события. Незамыленный взгляд обычно способен разглядеть дополнительные детали. Какое впечатление от окружающего мира сложилось у художника, после того как он вернулся из своей мастерской, стало интересно нашему корреспонденту.

Дмитрий Гутов: Впечатление? Ну, вы знаете, я по образованию историк. И я к этому отношусь с юношеских лет как историк. То есть я не участвую внутренне в этом, а как будто бы читаю книгу. Я знаю, как распадались империи, как исчезали государства, как народы принимали самоубийственные решения. Я знаю, что творилось в римской империи в начале нашей эры. Что творилось в Византии в 13 или 15 веке и так далее. Люди часто, целые народы, не соображают, что они делают. И вдруг ты оказываешься внутри этого учебника и просто смотришь, и думаешь, ну может быть докричаться, может быть попробовать что-то сказать. А потом понимаешь, что ты не будешь, конечно, услышан. Просто история идет таким образом. Таким образом, как она идет. Поэтому, меня это все задевает более чем живо, но смотрю на это более, чем отстранено. На все события, которые творятся.

-        Ну, вы знаете, в силу возраста я пережил все-таки крушение и развал той страны, где родился. И в самые, самые такие затхлые годы безвременья полного, мы сидели с друзьями и обсуждали, сколько это может продлиться. И все приходили к выводу, что мы скоро увидим, как это закончится. В конце 70-х у меня была свадьба и друзья все обсуждали: вот сейчас дети пойдут, им придется там, в школы, октябрята, пионеры опять, весь этот мрак... И все пришли к выводу, что наши дети не будут ни октябрятами, ни пионерами. Вот мои октябрятами старшие успели побыть. А уже пионером... это было другое государство. И то, что мы сейчас живем точно в такой же ситуации, у меня нет сомнений. Этот мир изменится на наших глазах в ближайшее время. Но люди просто еще раз вот моя любимая мысль: они не соображают, что они делают тотально в силу огромного количества причин. Следуют своим страстям, приобретению очень быстрой выгоды, не понимая более отдаленных последствий. А каждый наш шаг, он отражается … через три года, через пять, через двести лет... Поэтому мне мой образ жизни позволяет вот так на это смотреть.

Диктор: Устроители выставки в галерее Триумф сравнивают стиль работы Дмитрия Гутова над картинами с древними техниками каллиграфии, когда мастер оттачивает написание одного и того же иероглифа в течение жизни. Отсюда возник вопрос к самому художнику, насколько долго он пишет свои картины.

Дмитрий Гутов:

-        Я их пишу чудовищно быстро. У меня на работу, если я потратил больше 10 минут, это значит, я долго возился. Я пытаюсь сконцентрировать максимум энергии, то есть я очень долго концентрирую. Я могу несколько дней концентрироваться. Просто вот смотреть на снег, слушать музыку, пока не достигну нужного состояния. Потом вжиг-вжиг. Ничего не получилось, смыл. Но работаю в мгновение ока, если делаешь долго — получается не то.

Диктор: На открытии выставки у нашего корреспондента сложилось впечатление, что Дмитрий Гутов буквально притягивает к себе людей. Разумеется, главный виновник торжества в центре внимания, но происходит ли так и повседневной жизни автора?

Дмитрий Гутов: Вы знаете, у меня жизнь как маятник колеблется, то месяцами один (…) то выставка, полет... раз месяц в другой стране.. современное искусство оно функционирует... либо сотни контактов в день, либо месяцы одиночества... (…) экспозиция по этому же принципу, примерно как жизнь моя идет.

Диктор: Как по-вашему, что такое современное искусство?

Дмитрий Гутов: Вы знаете, это просто весь абсурд происходящего в сгущенном виде.. потому что хочется как в сказке... общество — зеркало, сразу хочет разбить. Везде, не только в России. Тот и есть современный художник...

Диктор: Вам в своей жизни приходилось сталкиваться с людьми, организациями, которые хватают молоток и пытаются что-то разбить?

Дмитрий Гутов: О... еще бы.... все скандалы, судебные процессы. События не новые... Третьяковская галерея...  уголовный процесс. … в этом смысле, искусство оно всегда вызывает такую реакцию. Так что меня этим удивить сложно, ну видел и читал.. так устроен мир.. надо принять...

Диктор: а как Вам в таком случае реакция публики на сегодняшнюю экспозицию?

Дмитрий Гутов: Чудовищно благожелательная... мы свидетели начало.. ничего хорошего никому не сулит... а здесь контр всему перевозбуждению — дзенское-спокойствие... и поэтому благожелательно... я не знал, что это так называется, но практиковал с детского сада отключку от реальности..

- Все просто. Как говорил, Илья Кабаков, современным художником становится тот, кто не может выдержать расписание. Физически не выдерживает ритм... тот идет по другому пути. Ты просто не можешь ничего другого делать.. я пытался...

Диктор: Все изречения с картин Дмитрия Гутова складываются в свою некую  сформулированную философию. Стоит ли за всем эти какое-то сверх-послание посетителям выставки или быть может это все складывается в манифест автора, рассказал сам художник.

Дмитрий Гутов: Я не создаю ни манифестов, это подразумевает, что ты создаешь направление, хочешь вести (...) у меня нет. Была мысль, она зафиксирована. (…)

Диктор: Выставка Дмитрия Гутова продлится до 23 марта в галерее «Триумф» по адресу: город Москва, улица Ильинка, дом 3/8, строение 5. Метро: Площадь революции. Каждый день с 11 до 20 часов. Вход свободный. Перед тем как попрощаться с художником Дмитрием Гутовым, мы решили уточнить, есть ли у него собственный рецепт того, как сделать эту жизнь чуть менее тяжелой.

Дмитрий Гутов: Самое главное, что я мог бы предложить — это внедрять в жизнь больше искусства. Искусство — это великая сила, которая разрешает кучу проблем. В свое время у меня была встреча с Медведевым, когда он еще был президентом. И я ему внес такое предложение, чтобы всех чиновников, обязательно учили истории искусства. Он кричал: да, конечно! То-се, пятое десятое, естественно ничего не сделал, никого их не учат. Люди, которые изучают искусство, они по-другому на все смотрят. Они внутренне гораздо спокойнее. И это очень сильно бы изменило ситуацию. Очень. Просто многим бы открыло глаза — на себя, на мир. Ну, мечта, конечно, утопическая... ну я  чуть прибавляю к этому искусству несколько работ, максимум, что могу сделать.

Диктор: Программа «Время культуры» на радио Благо подошла к концу. Следующий выпуск ровно через неделю. До встречи на выставке!

 

Композитор Галина Уствольская
Людмила Улицкая - "Лестница Якова"
Московская международная биеннале 2016
К 130-летию Велимира Хлебникова «Мир и остальное»
Этномифологическая сюита “Дети Выдры”. Композитор Владимира Мартынов. На основе двух «сверхповестей» Велемира Хлебникова: «Дети выдры» и «Сангези».
Художник Евгений Ревяков
Выставка графики Кизимира Малевича и художников его круга - Третьяковская галерея на Крымском валу
Художник Эдвард Беккерман "За пределами снов"
Репортаж с акции "Возвращение имен"
"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".
Выставка Валентина Серова в Третьяковской галереи
Эксклюзивное интервью с писательницей Светланой Алексиевич. Нобелевская премия 2015
6-я Московская биеннале современного искусства.
Андрей Красулин и Дмитрий Ракитин - "Рыцари служения делу искусства".
Караваджо и последователи
Художник Дмитрий Гутов
Художник Павел Кузнецов «Сны наяву»
Художник Вадим Воинов
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 3
Галина Маникова «ГЛАЗ ГЛЯДИ»
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 2
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 1
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 2
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 1
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 2.
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 1
Выставка «TobeUs. 100 людей – 100 идей»
Музей современного искусства "Гараж"
Скульптор Александр Колдер
Симпозиум "Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры" В Нижнем Новгороде.
Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума /2
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума/1
Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.
Фотограф Сергей Челноков
Художник Владимир Немухин
Художник Михай Мункачи
Выставка номинантов премии "Инновация" В ГЦСИ.
Выставка "ТАФ-АРТ. Форма. Слово. Пространство" в галерее "Беляево" в Москве
Художник Никита Алексеев
С Еленой Камбуровой говорит - поэт Раиса Ипатова
Святослав Рихтер
Выставка «Шнитке / Schnittke» в Москве
«Гараж» - "Грамматика свободы. Пять уроков"
Художник Константин Батынков - "PROКосмос"
Выставка «Возможность полета» - ГЦСИ
Художник Алексей Ланцев
Mikhail Grobman. Tekstilschiki. 1960 s. "Барбарис", Ирина Тарханова
Архитектор Федор Шехтель
Интервью с Ириной Прохоровой о современной культуре
Памяти Елены Образцовой
Поэт Ника Турбина - вечер памяти в Москве
Художник Пауль Клее в Москве в ГМИИ им. Пушкина
Художник Маруся Соловьева
Художник Владимир Яковлев
IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг
Интервью с художником Владиславом Татариновым
Художник Андрей Красулин «Место присутствия»
Памяти Людмилы Швецовой
"Николай Иванович Бодрягин и его ученики"
Вячеслав Колейчук
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 2
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 1
Художник Геннадий Зубков
Памяти Юрия Любимова
Владимир Стерлигов - "Геометрия природы Стерлигова"
Коллекционер Михаил Алшибая
Фестиваль FIAMP в Москве
Художник Александр Носов
Художник Ирина Нахова
Эрик Булатов "ЖИВУ-ВИЖУ"
Вера Коняшова-«Акт конструкции»
"Взгляни в глаза войны"-выставка
Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ
Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Коломенский пленэр обошелся без конкурса
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 2
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 1
Коломенский пленэр. Часть 2
Коломенский пленэр. Часть 1
Художник Валентин Юшкевич
«Манифеста 10». Часть 2
«Манифеста 10». Часть 1
Фотохудожник Петр Ловыгин
Цифровые приемы и ограничения
Фестиваль театров малых городов России
В защиту Шуховской башни
Волшебный мир хорватского наива
Игорь Пальмин - архитектура и фотография
Оживший русский авангард
«Форпост военных корреспондентов»-2
«Форпост военных корреспондентов»-1
Цикл лекций Марины Калашниковой в ГЦСИ
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 2.
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 1.
Арно Рафаэль Минккинен - «Ретроспектива»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова - «Ре-Конструкции»
Виктор Тимофеев - «Мартовские… иды…»
«Абакумовские чтения»
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка»
Ирина Корина и Дмитрий Гутов - «Фотобиеннале-2014»
Алла Урбан, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина
Владимир Мартынов-«Проект Музыкального Ковчега»
ГЦСИ-«Пространство LICIDA»
Культурный обмен по следам Абакумова
Николай Рахманов-«Алмазная фототека»

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: