Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

39. ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ГОСПОДА УЧЕНИКАМ ПРИ МОРЕ ТИВЕРИАДСКОМ

(Иоанна 21:1-24)

Еще до Своих страданий Господь предупреждал Своих учеников, что по воскресении Своем Он явится им в Галилее. Это же сказали и ангелы, находившиеся у гроба Господня, женам-мироносицам (Матф. 26: 32 и 28: 7). Пробыв полностью все восемь дней праздника Пасхи во Иерусалиме, апостолы отправились в Галилею, где вполне естественно занялись опять своим прежним ремеслом — ловлей рыбы на Генниса-ретском озере, что давало им пропитание.

Здесь “паки явися Иисус учеником Своим... на мори Тивериадстем”. Это было, по счету св. Иоанна, третье явление Господа Своим ученикам, собранным вместе. На этот раз их было семеро: Симон Петр, Фома, Нафанаил, сыны Зеведеевы, т.е. Иаков и Иоанн, и еще двое, которые не поименованы. По смирению, св. Иоанн ставит себя с братом, при этом перечислении, на последнем месте, не указывая и имени их, в то время как всюду в других Евангелиях они ставятся обычно после Андрея и Петра.

Целую ночь трудились апостолы, ловя рыбу, но ничего не поймали. Это несомненно должно было напомнить им ту ночь, которая, по сказанию св. Луки (5:5 и д.), три года тому назад предшествовала их избранию на апостольское служение. И в этот раз опять повторилось нечто подобное. “Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть”. “Ста при брезе” — выражение внезапного явления. Ученики Его не узнали, быть может, потому, что и в этот раз Он явился, как и Луке с Клеопой, “инем образом”, или же просто потому, что еще не рассеялся вполне мрак ночи или утренний туман. “Дети, еда что снедно имате?” — обратился к ним Господь, разумея под “снедным”, как видно из дальнейшего, рыбу. В ответ на их отрицание Господь предложил им закинуть сеть “одесную страну корабля”, и вновь повторилось уже пережитое ими три года тому назад чудо: они не были в состоянии вытащить сеть из-за множества попавшейся рыбы. Это чудо, как и первое, несомненно должно было прообразовать собой их будущую плодоносную апостольскую деятельность, в которой они, трудясь сами, должны были вместе с тем во всем руководиться указаниями Господа. “Ученик, егоже любляше Иисус”, т.е. Иоанн, как он не раз называет себя, пораженный этой чудесной ловитвой, сразу почувствовал своим сердцем, Кто этот таинственный незнакомец, стоявший на берегу, и сообщил свою догадку Петру: “Господь есть”. Не дерзая предстать перед Господом обнаруженным, Петр опоясался “епендитом”, т.е. верхней одеждой, чтобы надеть ее на себя при выходе из воды, и бросился в море, дабы выйти на берег к Господу.

Из этого мы видим особенности характеров этих двух Апостолов: Иоанн — возвышеннее, Петр — пламеннее, Иоанн более способен к созерцанию, Петр — решительнее в действии. “Иоанн проницательнее”, — говорит бл. Феофилакт, — “Петр пламеннее; Иоанн первый узнал Господа, а Петр первый поспешил к Нему”. Другие ученики тем временем приплыли на лодке, “влекуще мрежу рыб”: рыбы было так много, что они не решались втащить сеть в лодку, чтобы она не опрокинулась под тяжестью пойманной рыбы, а потому тащили сеть к берегу, где удобнее было вытащить ее без всякого риска.

“Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащ, и рыбу на нем лежащу, и хлеб” — Господь опять чудесно приготовил им, голодным, пищу, но желая, чтобы они вместе с тем вкусили и от плодов рук своих, сказал: “принесите от рыб, яже ясте ныне”. Симон Петр возвратился к лодке и, вероятно с помощью других учеников, вытащил на берег сеть, в которой оказалось сто пятьдесят три рыбы. Видимо, чудесным было и то, что при таком количестве сеть не прорвалась. Во всяком случае, надо полагать, что эта чудесная ловитва произвела сильнейшее впечатление на Иоанна, если он даже запомнил на всю жизнь количество пойманной рыбы. Должно быть, из особого благоговения, пораженные всем происшедшим, апостолы стояли в некотором почтительном отдалении от Господа, почему Он и пригласил их подойти ближе и начать трапезу словами: “Приидите, обедуйте”. Должно быть и Сам Иисус находился в некотором отдалении, потому что дальше сказано: “прииде же Иисус”. Как хозяин, Он стал угощать апостолов, давая им вкушать приготовленный хлеб и рыбу. “Ни один же смеяше от ученик истязати Его, ты кто еси, ведяще, яко Господь есть” — нечто необычное видели ученики в явившемся Господе: Он не был очевидно вполне похож на такого, каким они всегда привыкли Его видеть, так как тело Его по воскресении было особенным, прославленным, исполненным особого величия и Божественности, но они знали, что это несомненно Он.

40. ВОССТАНОВЛЕНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА В ЕГО АПОСТОЛЬСКОМ ДОСТОИНСТВЕ И ПРЕДСКАЗАНИЕ ЕМУ МУЧЕНИЧЕСТВА

(Иоан, 21:15-25)

“Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?” — Симон больше всех обещал Господу, перед Его страданиями, свою верность: “Аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнуся” (Матф. 26:33); “ныне душу мою за Тя положу” (Иоан. 13: 37); “аще ми есть с Тобою и умрети, не отвергуся Тебе” (Марк. 14: 31); “с Тобою готов есмь и в темницу и на смерть ити” (Луки 22: 33). Несмотря на все эти горячие уверения, Петр трижды отрекся от Господа и этим, конечно, лишился своего апостольского звания и апостольских прав — перестал быть апостолом. Это отмечает, несомненно со слов самого Петра, и Евангелист Марк, который повествует, что ангел, явившийся женам-мироносицам, говорит: “идите, рцыте учеником Его и Петрови...” — выделяет Петра, как отпавшего чрез отречение от лика апостольского, ставя его на последнее место, после остальных апостолов.

За искреннее и глубокое покаяние Господь милостиво восстановляет Петра в его апостольском достоинстве. Трижды Петр отрекся, трижды же Господь заставляет его на вопрос: “любиши ли Мя?” — ответить: “ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя” — и после каждого уверения поручает ему, как апостолу, пасти агнцев Его, пасти овец Его. “Троекратным вопрошением, еже, Петре, любиши ли Мя, трикратное отвержение Христос исправил есть”, — поется поэтому в службе 29 июня на день памяти свв. первоверховных апостол Петра и Павла (стихира на “Славу” на “Господи, воззвах”). Совершенно напрасно и неосновательно хотят римо-католики видеть в этом дарование св. ап. Петру каких-то особенных прав и преимуществ, по сравнению с другими апостолами. “Агнцы”, которых поручает Господь Петру пасти, это самые молодые, новорожденные, так сказать, члены Церкви Христовой, нуждающиеся в особенной заботливости пастыря, а “овцы” — обыкновенные, уже духовно-зрелые члены Церкви, не требующие уже такого, особенно тщательного ухода и заботы. Весьма характерно, что в первый раз Господь спрашивает Петра: “Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?” — как бы намекая на то, что Петр обещал Господу большую верность и преданность, чем другие ученики. Характерно и то, что Он называет Петра его прежним именем — “Симоне”, — а не Петром, ибо отрекшись, обнаруживши неустойчивость, отсутствие твердости духа, он тем самым перестал быть “Петром”, т.е. — “камнем”. Смиренно сознавая глубину своего падения, Петр уже не сравнивает свою любовь к Господу с любовью прочих учеников, и даже вообще не смеет заверять Господа в своей любви к Нему, а только ссылается на Его всеведение: “Ты веси, яко люблю Тя”. Мало того, по смирению, вместо слова “любить” — “агапан”, употребленного в вопросе Господа и означающего любовь полную и совершенную, Петр употребляет другое слово — “филин”, означающее личную сердечную привязанность и преданность. Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребляет это же самое слово “филин”. Это опечалило Петра, что Господь как бы подвергает сомнению его личную привязанность к Нему, и поэтому в третий раз он с особенной силой исповедует Ему свою любовь, ссылаясь на всеведение Господа. Как в третий раз он с особенной силой, с клятвой и божбой отрекся от Господа, так Господь заставляет его в третий раз с особенной силой исповедать свою любовь к Нему. С восстановлением Петра в его апостольском звании Господь соединяет предречение о предстоящей ему к концу его апостольства мученической кончины, к которой приведет его эта засвидетельствованная им только что любовь к Господу. “Егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареши-ся, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши” — насильственную мученическую смерть Господь символически представляет здесь под видом бессилия старца, с которым, против его воли, делают, что хотят. Св. Ап. Петр действительно был распят в Риме на кресте при имп. Нероне в 68 г. “Иди за Мной” — это последнее решительное слово восстановления падшего Петра в апостольском чине. После сих слов Иисус пошел, а ученики, видимо, последовали за Ним. Видя возлюбленного ученика Господа Иоанна, Петр возгорелся желанием знать, какова будет его участь, ожидает ли и его мученическая кончина за Христа. Но Господу не было угодно открыть образ кончины возлюбленного ученика Своего. Он ответил Петру, что знать это — не его дело: “что к тебе? Ты по Мне гряди”. Здесь опять опровержение римо-католического лжеучения о том, что Петру были поручены Господом другие ученики, что он был поставлен “князем” их. Если бы Господь поручил Петру, как Своему наместнику, других учеников, то, конечно, Петр был бы вправе спрашивать об Иоанне, и Господь не дал бы ему такого ответа: “что тебе до того?” Об Иоанне же Господь произнес слова, которые дали повод думать, что он не умрет, а будет жить до самого второго пришествия Христова: “Аще хощу да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе?” Сам Евангелист, однако, такое мнение опровергает, подчеркивая, что речь Господа была условная: “Аще хощу тому пребывати...”

Повествование свое об этом, а вместе с тем и все свое Евангелие св. Иоанн заканчивает уверением: “Сей есть ученик, свидетельствуяй о сих, иже и написа сия: и вем яко истинно есть свидетельство его”. Этим удостоверяется принадлежность Евангелия св. Иоанну Богослову и истинность всего им сообщаемого в Евангелии. В заключение св. Иоанн опять повторяет, что в Евангелиях многое не записано из того, “яже сотвори Иисус”, ибо, если бы писать обо всем подробно, то “ни самому мню всему миру вместити пишемых книг”. Это может показаться преувеличением, гиперболическим выражением, но речь тут идет именно о необъятности дел Христовых, значения которых не в состоянии вместить этот ограниченный мир. Некоторые полагают, что эти два последних стиха 24 и 25 приписаны к Евангелию от Иоанна впоследствии древнейшими читателями его, желавшими на вечные времена удостоверить подлинность этого Евангелия.

41. ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ГОСПОДА УЧЕНИКАМ НА ГОРЕ В ГАЛИЛЕЕ

(Матфея 28:16-20; Марка 16:15-18 и Луки 24:46-49)

“Единииженадесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему, ови же усумнешася” — так как ангелы сказали женам-мироносицам, что Господь предваряет их в Галилее, то надо полагать, не одни апостолы устремились в Галилею, чтобы видеть там Господа, согласно Его обещанию. Многие считают, что это явление Господа на горе было именно тем, о котором говорит св. ап. Павел в 1 Коринф. 15:6, что Господь явился тогда “боле пяти сот братиям единою”. Что это за гора, неизвестно, но очень вероятно, что это была гора преображения Фавор, на которой ученики сподобились видеть преображение того славного состояния Господа, в котором Он им явился теперь. Некоторые из* собравшихся “усумнились”, что именно и показывает, что это не могло быть массовой галлюцинацией, как пытаются уверять неверующие.

“И приступль Иисус”, т.е. приближась, дабы рассеять всякие сомнения в том, что это действительно Он, “рече им, глаголя: “дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли” — как Единородный Сын Божий, Он от начала мира имел всякую власть на небе и на земле; теперь же, как Победитель ада и смерти, Он приобрел такую же власть над всем и по человечеству, как Искупитель мира. Явившись в мир, как человек, Сын Божий ограничил Себя в употреблении Своей Божественной власти, ибо не восхотел совершить дело спасения людей одним Своим всемогуществом. Через воскресение Он воспри-ял всю полноту Своей Божественной власти уже, как Богочеловек, и от Него теперь зависело завершить все дело спасения людей ниспосланием Духа Святаго, учреждением Церкви Своей и посольством Апостолов на проповедь во весь мир.

“Шедше научите вся языки”, — как говорит св. Матфей, или: “шедше в мир весь, проповеди-те евангелие всей твари”, как передает св. Марк; “тако писано есть и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима. Вы же есте свидетелие сим” — так передает это полномочие, данное Господом Своим Апостолам, св. Лука. Теперь Господь уже не ограничивает их проповедь одними иудеями, как прежде (Матф. 10:5-б; 15:24), но посылает их учить все народы, ибо весь мир искуплен страданиями Христовыми и должен быть призван в Царство Христово. “Крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа” — Богочеловек дает Своим ученикам право и налагает обязанность крестить все народы во имя Святой Троицы. Это значит, что крещающие действуют не сами от себя, но по власти, даруемой им от Самого Триипостасного Бога, а крещаемые принимают на себя через это обязанность веровать во Святую Троицу и посвящать свою жизнь призвавшему их, искупившему и возродившему Триипостасному Божеству. Крещение есть знамение омытия грехов человека невидимым действием Святаго Духа и знак его вступления в Церковь Христову для новой, возрожденной в Боге жизни. Крещение должно сопровождаться научением крещаемых всему тому, что заповедано Христом Спасителем: “учаще их блюсти вся, елика заповедах вам”.

Св. Марк добавляет к этому еще, какие чудесные знамения явятся последствием веры для тех, которые уверуют: “Именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертное испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут” — от человеческого греха весь мир пришел в расстройство, и зло стало в нем господствовать: уверовавшие во Христа-Искупителя получат власть и силу побеждать это зло и восстанавливать утраченную миром гармонию. Эти чудеса, как свидетельствует вся дальнейшая история Церкви, действительно творили апостолы и все истинные христиане.

“И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века” — возлагая на апостолов тяжкий труд распространения евангельского благовестия по всему миру, Господь ободряет их, обещая им Свое таинственное незримое сопребывание с ними до скончания века. Но так как апостолы не дожили “до скончания века”, то обетование это надо относить и ко всем апостольским преемникам. Это не значит, что после скончания века Господь не будет с учениками Своими. “Нет, тогда-то особенно и будет” (бл. Феофилакт), но значит лишь то, что до скончания века несомненно Он Сам будет находиться незримо среди истинно верующих, во главе основанной Им Церкви и руководить ею ко спасению людей.

42. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

(Луки 24:49-53 и Марка 16:19-20)

Последнее явление Воскресшего Христа Спасителя, заключившееся вознесением Его на небо, подробнее всего описывается Евангелистом Лукою. Вкратце говорит об этом также Евангелист Марк. Явление это имело место в Иерусалиме, куда, следовательно, апостолы вновь пришли из Галилеи, по прошествии сорока дней в течение коих Господь неоднократно являлся им, уча их о Царствии Божием, как сообщает об этом св. Лука в 1-й главе книги Деяний Св. Апостол (1:2-5). Господь дал повеление апостолам оставаться в городе Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, обещая им послать на них обетование Отца Своего, под чем надо понимать ниспослание Духа Святаго для содействия делу их всемирной проповеди. Дух Святый должен был дать им необходимую силу для совершения этого великого дела — проповеди Евангелия всему миру. Затем Господь вывел учеников Своих вон из Иерусалима до Вифании, лежавшей на восточном склоне горы Елеонской, “и воздвиг руце Свои, и благослови их”, произнося очевидно известные слова, как было принято в Ветхом Завете, но которые Евангелистом здесь не приведены. Символическое действие поднятия рук при благословении известно было в Ветхом Завете, как напр., говорит кн. Левит 9:22. “И бысть, егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо”. “Какой чудный образ действия”, — говорит об этом Московский Митрополит Филарет: “Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братие, что и ныне над нами простерты руце Его, и взор Его, и благословение Его. Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для любящих Его”. Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и “возвратишася во Иерусалим с радостью великою”. Радость эта происходила от того, что они теперь своими очами узрели славу своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Св. Духа. Они как будто переродились теперь, в результате несомненно 40-дневного пребывания с ними Воскресшего Господа, Который учил их тайнам Царствия Божия. В этом молитвенном состоянии высокого духовного подъема они “бяху выну в церкви, хваляще и бла-гословяще Бога” за все, что им пришлось пережить, видеть и слышать и за предстоящую им высокую миссию проповеди евангельского учения. Св. Марк добавляет к этому, что Господь, вознесшись на небо, “седе одесную Бога”. Это — образное выражение, основывающееся на некоторых видениях (Деян. 7:36), которое означает то, что Господь и по человечеству восприял Божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцем, так как сидение по правую руку на языке Библии означает разделение власти посаждаемого так с самим сидящим. Заключает св. Марк свое Евангелие свидетельством о том, что “изшедше” из Иерусалима, конечно” “пропо-ведаша всюду”, по всему миру, “Господу пос-пешствующу”, при помощи Божией, “и слово утверждающу последствующими знаменьми...” доказывая истину своего слова сопровождавшими их проповедь чудесами, о чем подробно рассказывает нам книга Деяний Апостольских. Все Евангелия заключаются словом: “Аминь”, что значит: истинно так все было, как описано в Евангелии.


Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: