Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Вот о чем он говорил, не о воскресении тела, а об оживлении души, освободившийся из темницы тела. А в других отношениях, то есть большого чего либо мы не находим в языческой философии. О воскресении плоти мы ничего не находим. Единственное где мы находим - это в Ветхом завете. Но и там, вы помните, как там иногда очень прескверно только у пророков уже мы находим свидетельство о воскресении, у пророков, а до этого, все это, вы же помните прекрасно, то ли душа умирает с тело, то ли она засыпает, предается сну до, определенного всеобщего воскресения. Одним словом, там довольно много неопределенности.
С христианской точки зрения воскресение Христово увенчивает тот процесс кэносиса, лучше сказать, тот процесс подвига, который Бог - слово воспринял на Себя. воскресением побеждена в принципе, в самой основе, в той человеческой природе, которую воспринял Христос. Смерть - вот то страшное и ужасное, что поразило человечество. Может быть, два слова стоит сказать о том, что это воскресение означало, и что в результате совершилось.
Мы видим, что произошло вознесение человеческой природы на высочайшую степень близости к Богу. В Евангелии написано о сидении одесную Отца. Вы слышите, сидении одесную Отца. Этот термин "одесную", специфический термин, который означает во всем мышление древних народов ничто иное, как высочайшую близость к тому, кто есть Царь. Если хотите, это второй царь. Это фактически тот, кто управляет всем царством. Если царь возглавляет, то одесную всем управляет. Это второй фараон, помните, Иосиф был, он все совершал.
О чем свидетельствует вознесение Христово? Только христианство показало, как высоко оно учит о человеке. Сказав, что Бог - слово воплотившееся седе одесную Бога-Отца, этим самым христианство заявило, что человечество по своей природе, является высочайшим существом и предназначен к высочайшему благу по сравнению со всеми творениями Божьими. Вот о чем говорит христианство. Подумайте теперь и сравните это христианское учение с любым учением и с любой религией. Что делали спасители розного рода до Христа? Самое большое освобождали от рабства, побеждали врагов, давали нравственное учение, показывали пример мужества, храбрости, а нередко, точно наоборот - показывали пример безнравственности и развращенности. Все это носило исключительно плоскостной характер, относящийся только к этой жизни и больше ничего. А что следовало из этих учений в понимании человека, что это давало? Ничего. Человек оставался тем же самым, никакой перспективы мы не видим большего в учении о спасении в других религиях и философских по сравнению с христианством. Христианство же возводит человечество на высочайшую ступень бытия. Более того, оно говорит о Богочеловеческом существовании человечества.
Таким образом, мы с вами рассмотрели важнейший, я бы сказал раздел христианства, касающийся понимания спасения, того спасения, которое совершил сам Бог-слово. Но должны вам сказать, что понимание всего этого будет односторонним, не полным и совершенно недостаточным, если мы не рассмотрим с вами еще несколько вопросов, связанных с тем, а что же конкретно жертва Христова дает каждому человеку. Мы сейчас с вами сказали, что в целом благодаря воскресению человечество достигло состояния богочеловечества. А как же этого состояния достигает каждый человек? Что в этом отношении дает жертва Христа? Какой инструмент, и какие средства дал он для достижения этого высочайшего состояния. Здесь мы с вами подходим к очень, я бы сказал, непростому вопросу, который требует осмысления и рассуждения, вопросу о Церкви. Апостол Павел дает удивительнейшее определение Церкви. Он называет Церковь Телом Христовым. Церковь говорят , это есть Тело Христово. Это удивительное определение, мы нигде не найдем никогда ничего подобного. Вообще я вам скажу, как только мы касаемся христианства, мы только и сталкиваемся с вами с чем? С вещами, которых никогда и нигде не было. И после этого нам еще предлагают - да ничего здесь особенного, все это мол, естественное развитие религиозного сознания. какое там естественное развитие? Когда, что ни шагнешь, то в изумлении останавливаешься. Так и здесь, что такое "эклесия"? ну подумаешь, что это собрание лиц, созванных, призванных. Ну, мало ли, собирались собрания всюду, всюду они имели место, во всех городах, во всех полисах, во всех государствах древнего мира. Ну и что же, называли по-гречески, эклесия, да. И вдруг здесь дается совершенно неслыханное объяснение, то есть определение - это Тело Христово. В чем тут дело, что такое, с чем мы имеем дело? Что за странное, удивительное тут тайное определение? Эта идея приводит нас к вещам совершенно иного порядка. И вот какого. Всегда были собрания. Иногда они проходили в полном единогласии, и это единогласие было признаком единодушия и какого-то единства собравшихся. Единство, которое, правда, легко могло рассыпаться и которое носило, в конечном счете, достаточно поверхностный, внешний характер.
Апостол Павел утверждает, что то единство, которое принес Христос носит совершенно иной характер. Выражаясь философским языком - онтологический характер. Он утверждает, что все христиане, являются членами Тела Христова. Не просто люди, объединенные единством веры и мысли. Нет, речь идет не об этом, не об умственном и сердечном настроении людей, нет. Он дает образы поразительные. Все они являются членами одного и того же организма Тела Христова. Вы понимаете, о каком единстве идет речь? Об органическом единстве. Он утверждает, что, оказывается, может иметь место, и оно есть вот это органическое единство. Оно создано кем? Христом. Оно есть его Тело. И в это Тело можно войти. Что, значит, войти в это Тело? Кажется, звучит довольно странно. Как в Тело можно войти? Ясно, что речь идет о чем, когда говорит он " Тело Христово"? видимо он говорит не просто о человеческом теле, в котором и так полнота всех органов, и не могут тут появится новые органы, новые члены, ясно, что речь идет, видимо не об этом. О чем же? О чем тогда идет речь? Для того, что бы понять это, нам придется с вами поговорить о таинствах Крещения и Евхаристии. Это немножко позднее. А сейчас представим себе, что мы поговорили об этом. Я хочу сказать пока о Церкви самой по себе.
История христианства и состояние христианства свидетельствуют о двух весьма, различных пониманиях церкви, которые могут быть и объединены, но большую часть остаются разными вариантами. Что они из себя представляют? И в какой степени они соответствуют апостольскому определению и раскрывают его? Одно из определений, очень хорошо нам известное. Церковь - это есть общество людей, объединенных единством веры, организации, т.е. управления, священноначалия, единством принимающих таинство, дисциплины церковной жизни, канонов. Это общество людей, единомысленных людей. Кажется, очень хорошее определение и хорошее понимание. Но вы чувствуете, что уже очень оно похоже на понимание эклесии - церкви с маленькой буквы, то которое имело место всегда в истории человечества. И сейчас сколько угодно существует или обществ, в которых мы можем найти все эти элементы с другим, правда содержанием, но элементы все те же. Неужели церковь отличается только содержанием этих элементов? Действительно ли только это общество людей? По крайней мере, апостол Павел явно с этим не согласен, когда, сказав, что Церковь есть Тело Христово, он сказал, что она уже есть, она не возникает в результате собрания людей, слышите? Это не есть функция, результат объединения людей, а он говорит, оно есть уже, это Тело Христово есть. И в это Тело можно только войти, не создать путем объединения в полном согласии, а только войти каждый может в качестве члена, только в это Тело. То есть, вот это вот понимание Церкви, как собрание людей, как общество людей, объединенных тем-то и тем-то, оно носит какой-то внешний характер. Что-то не то. Но вы сами как хорошо знаете, конечно, что именно большую часть, именно так и определяется церковь. Странно. Кто в этой церкви самый значимый человек? И вообще, кто является членами этой церкви? Каждый крещенный и не отлученный от нее. Независимо от того, в какой степени, даже, он является праведником, лжеправедником, негодяем, я не знаю кем. Не отлучен - он член церкви. Прочна его жизнь, свята его жизнь - это, оказывается, совершенно, стоит на втором плане.
Слышите, значимыми кто является? Кто занимает наиболее видные административные, управленческие точки, или ученые, т.е. которые обладают званиями, степенями, рангами и санами. Вот, оказывается, опять-таки, слышите, независимо от святости или порочности их жизни. Вы не чувствуете ущербности такого понимания Церкви? Что-то не то, неправда ли? Особенно, если обратится к позднейшему определению, которое дается в Некео-Цареградском символе веры, когда Церковь называется Единой Святой Соборной и Апостольской, то что-то здесь не по себе. Здесь человек в центре. Это антропоцентрическое понимание Церкви. И как многие думают, что Церковь именно это и есть, соблазняются отсюда, когда видят недостаточных людей в Церкви. И кто виноват? Виноваты те, которые дают такое определение. Это ли разве Церковь? Это оболочка только Церкви, одежонка. Сейчас я в костюме, потом одену подрясник, и что? А каким был, таким и остался. Оболочка нужна? Верно, нужна. Но суть не в этом.
А есть другое понимание Церкви. Я бы назвал его теоцентрическим. От слова теос, феос, Бог. Где Бог в центре. Мы же говорим, что Церковь есть Тело Христово, а Христос - т.е. Богочеловек, вы слышите, на первом месте Богочеловек, не человекобог, а Богочеловек. Что же это такое за понимание, Церкви, как тут можно понять, что это такое? Здесь можно дать такое определение, что Церковь есть единство Духа Божьего, пребывающего в тех членах видимой Церкви, которые в своей жизни стремятся осуществлять Евангелие в возможной чистоте и полноте. Это есть единство Духа Божия, единство, т.е. один Дух Божий во всех их.
Почему Он единый и почему объединяет? Потому, что все те, кто тщательно пытается исполнить в своей жизни Евангелие, те, оказывается, входят в Тело Христово. Дело не просто в формальном акте крещения, оказывается. Дело не просто в формальной принадлежности к Церкви, а членами ее являются, которые в своей жизни следуют Евангелию, осуществляют его. Церковь есть, мы не создаем, собравшись вместе, а есть. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: "Не говори, что Церковь люди собрали, она есть дело Бога, Бога Живаго и Страшного". Или святой Экумений, это десятый век: "она Богом устрояется, Богу посвящается и Бога имеет живущим в себе". На первом месте Бог. Вот, оказывается, кто объединяет людей. И это объединение каким образом происходит? Не автоматически, не механически, а исключительно в силу степени человеческой активности в исполнении того Евангелия, которое должно стать законом жизни для каждого верующего человека.
Если мы примем такое определение, то тогда мы поймем кто первый в Церкви, кто в ней принадлежит к Церкви. Тот, который, конечно следует Евангелию. Если он попирает его, он отторгается от Церкви. Степень этого отторжения может быть весьма различной. Но каждый, кто исповедовался в своей жизни хотя бы раз мог обратить внимание какая молитва читается над ним. "Примири и соедини Святой Твоей Церкви". Оказывается, грехами своими мы отпадаем от Церкви, отторгаемся от нее, и это отторжение может иметь разную степень. Можно быть самым, кажется, видным членом Церкви, самым активным внешней Церкви, Церкви - организации и оказывается совсем вне Церкви, вне Тела Христова, если нет соответствующей жизни. Кто первый член Церкви? В организации Церкви, антропоцентрическом понимании, там, естественно папа Римский там, Патриарх там, архиепископ там, ну в зависимости от того, кто возглавляет Церковь. Так? А когда мы говорим о Церкви по существу, кто первый? Не знаю кто. Может быть последний нищий, на которого никто не обращает внимания. По крайней мере, в истории Церкви таких случаев было не мало. Итак, Церковь это есть Тело Христово, в которое входит человек в зависимости от степени святости своей, от степени активности, степени понуждения себя в деятельной жизни по Евангелию. Вот, оказывается, чем входит человек в Церковь. Вот теперь, я думаю, что при таком понимании существа Церкви, мы поймем значение организации Церкви. Да, Церковь в то же время есть община. Для того, чтобы стать членом Церкви по существу необходимо войти, необходимо же знание веры. Ну как быть христианином, не зная, что такое христианство. Вера от слышания, где эта вера от слышания, где она проповедуется? В Церкви организации. Где дано Евангелие? Где указывается дисциплина жизни? Где дается правило жизни, вспомосуществующие средства, где преподаются таинства? В Церкви организации. Таким образом, перед чем мы оказываемся? Перед очень интересным явлением. Оказывается, в Церкви организации присутствуют Церковь - Тело Христово. Мы никогда не знаем кто, в какой мере приобщен Церкви - Телу Христову. Никогда не знаем. Но знаем другое, что она существует именно в Церкви - организации.
Задачи каждой Церкви, отсюда Церкви, как организации в чем заключаются? В стремлении, в идее, если хотите, стать Телом Христовом во всей своей полноте. Церковь - организация является, тем внешним человеческим выражением, без которого внутренняя Церковь не могла бы иметь, ну, своего исторического существования, если хотите. Она просто необходима. Необходима ее дисциплина, ее правила, она, эта Церковь - организация хранит, если хотите, имеет или дает вероучительные истины, нравственные принципы жизни и так далее. Без Церкви - организации не может существовать Церковь - Тело Христово. Поэтому, глубоко ошибаются те, которые считают, что можно и просто так веровать, а Церкви не принадлежать. А что это такое, просто так веровать? А как узнать правильно живет человек, или не правильно? Правильно верит человек, или не правильно? Где узнает? Затем, что значит просто так верить? Только человек, который никогда не принимал христианских таинств, может сказать такую вещь.
Христианские таинства - это великий дар Божий, и каждый, кто принимал от всей души, что называется "раскаявшись", чувствовал в своей душе, что это значит и какое это великое благо для человека. Все это возможно где получить? Вот в этой Церкви - организации. Итак, я бы хотел вам сказать, что вот эти вот два понимания, оказывается, при формальном подходе к ним очень различаются между собою, очень различны. Они требуют, что? Единого восприятия Церкви. И вот в том определение, которое я вам даю, оно по моему отвечает этому единству. Если Церковь - это есть единство Духа Божия в тех членах видимой Церкви, подчеркиваю, видимой Церкви, которая в своей жизни осуществляет Евангелие, так и таким образом, входят в единство Тела Христова, Богочеловеческого организма.
Если мы примем такое определение Церкви, то наверное, этим самым мы охватим и внутреннюю организационную сторону, также деятельности церковной. И таким образом, в нашем представлении, в нашем, так сказать понимании, вырисовывается реальный образ того, что есть Церковь. В связи с таким пониманием возникает, я вам скажу, очень много вопросов, особенно для нашего времени. Очень много вопросов. Существует много церквей, конфессий. Как понимать их? Кроме православия существует католическая церковь, протестантские церкви. Вы знаете, сейчас на современном языке все это называется церковь. Как понимать эти церкви? Второе. Спасение возможно где? Только в православии? Или оно возможно и в других христианских церквах?
Третье. Так, что спасаются только христиане, допустим? Ну не касаемся их юрисдикции и конфессии. А все прочие люди, человечество, которые находятся вне христианской церкви, погибают? Или нет? Еще один вопрос, и очень важный. Но я вам ни за что не скажу, не отвечу ни на один вопрос. Пусть это будет тайной моей души. Так, что я вижу, что у вас кроткие лица и слышу стук под креслами. ну хорошо друзья, ну помолимся.


Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: