Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

И поэтому мы видим среди крещенных как людей святых и совершенных, так и отъявленных негодяев, которые превосходят язычников. Всех видим, ибо крещение не исцеляет человека само по себе от греха первородного, от этой порчи. Нет-нет! А только дает семя новой жизни. А от человека зависит будет ли это семя прорастать и возрастет ли оно или нет? Вот это очень важный момент. Для того чтобы вы увидели, что эта мысль, эта идея не есть какие-нибудь богословские догадки, а это есть учение святых отцов, я вам зачитаю несколько таких, как мне кажется, прекрасных высказываний, подтверждающих данную мысль.
Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Крещение есть только предначатие Воскресения из ада». Обращаю ваше внимание на «предначатие». Не исцеление уже, а только предначатие Воскресения из ада.
Святой Иоанн Златоуст пишет: «Будем в таинствах обращать внимание не на внешность только, когда Христос говорит: Сие есть Тело Мое (это нам пригодится еще для Евхаристии), то убедимся, будем верить и смотреть на это духовными очами. Христос не передал нам ничего чувственного, но и все духовное только в чувственных вещах. Так и в Крещении через чувственную вещь – воду, сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и обновлении».
Особенно прямо говорят слова Симеона Нового Богослова по данному вопросу: « Уверовавший в Сына Божия кается в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы и пребывает в нем как семя». Как точно.
Тихон Задонский Святитель пишет: «Вера живая есть Дар Божий и есть аки семя (язык 18 столетия) некое божественное, которое на крещении всякому крещаемому всевается». Опять говорит о крещении, как о семени. Крещение это есть только семя нового человека, это Дар Божий, который автоматически не исцеляет человека от первородной порчи, не превращает его в Адама первозданного.
Игнатий Брянчанинов пишет: «В падшем естестве нашем не уничтожено святым Крещением свойство рождать из себя смешанное зло с добром». Он кое-что знал, наверное все таки. В другом месте он пишет: « Святой Исаак Сирин согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения как семя в землю». Опять у отцов это семя проходит красной чертой. «Дар этот сам собою совершенен, но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство». Вот оказывается как. Дар дан, а развивается он или заглушается, зависит от нашей жизни. «По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания». И указывает – смотри преподобного Марка Подвижника «Слово о Крещении». Ксанф Апулов «Добролюбие» гл. 4, 5, 6. Это из его «Слово о человеке».
Замечательную мысль приводит Святитель Феофан Говоров, я цитирую: «Но надо при этом иметь в мысли, что всем умертвий грехов через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободной решимости самого человека». Видите как. У нас все время мысль какая? Крестить бы и все. И забываем о важнейшей стороне, которую подчеркивает Святитель Феофан: «Ничего не бывает механически». А все совершается с нравственно свободной решимостью, участием самого человека. И объявляет Св. Феофан дальше: «Господь приступающего к нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняем, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати». Вы слышите, какие сильные мысли. Автоматически Бог не изгоняет. Совершили действие и все в порядке, и греха нет. Нет-нет! Без нравственно свободной решимости, т.е. без воли самого человека, его напряжения духовного ничего не произойдет. Даже греха Бог сам не изгоняет, а предоставляет человеку изгонять его. Чем? Как? Праведной жизнью и дарованием той благодати, которая подается в Крещении. В каком качестве? В качестве помощи человеку. Ведь нам что хочется? Хочется что-нибудь такое сделать. Чтобы без меня я оказался спасенным. «Господи спаси меня, а я буду сидеть сложив ручки». Вот что нам хочется. Крестить человека и все в порядке, больше ничего не надо. Я освобожден от всего. Все время мы стремимся к магизму, а Святые отцы настаивают на необходимости сознательного, волевого, добровольного участия человека, настаивают на необходимости подвига для очищения человека. Ничего без человека не происходит.
Афанасий Великий произнес великую истину: «Бог спасает нас не без нас и ни одно таинство не может иметь в нас действие без нас». Если, т.е. с нашей стороны не будет соответствующего духовного устроения, которое называется: Вера, Благоговение и Покаяние. Нет этого – ничего не будет. Бог спасает нас не без нас. И это прямо относится ко всем таинствам Церкви, нет магии в христианстве. Христианские таинства не магические действия. Это помощь Божия человеку. Помощь, Великий Дар Божий, который дается только тому, кто способен принять этот дар. Кто способен принять этот дар? Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Поэтому задача не в том: крестить бы, а уже стол накрыт, готов. «А верите во Христа-то? – Угу. – А креститься-то умеете? – Угу. – А «отче наш» знаете? – Угу». Это называется, принесли крестить младенца, у которого ничего еще нет, ни сознания, ничего, т.е. расчет на что? На какую-то магию. Разве вы не понимаете, что разум младенца еще ваш разум и вера младенца это ваша вера. Вы за него свой разум, свою веру и свою волю даете. Вот вы. Если у вас ничего нет, значит у младенца ничего нет. Вы опошляете таинство, профанируете его. Ибо взрослые берут на себя миссию разума, воли и свободы того младенца, который еще ничего этого не имеет. Ибо славы Христовы неприкасаемые: «Кто веру имеет и крестится». У ребенка этого нет. Так, что тогда делать? Понимаете откуда институт воспреемников? Крестных. Они говорят: «Мы выступаем за него». Вот в той степени, в которой вы за него выступаете, в той степени она и действует. И если вы ни в какого Бога не верите, соответственно ребенок и приобщается. Почему мы и знаем в истории сколько случаев, когда Иоанн Кронштадтский говорил: «Уберите этих змеенышей». И не причащал. Кого? Детей. А ведь эта беда страшная, когда превратили Крещение в какое-то магическое действо. Лишь бы окрестить. Как будто это без веры имеет какое-то значение. Мы не может забывать этих великих слов Святителя Иерусалимского, который сам совершал эти Крещения, который оставил нам больше, чем какой-либо святой отец, нам слов о Крещении, и который пишет, еще раз повторяю вам: « Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, (люди – это он сам, сам крестит). Люди крестят, а Дух не будет тебя крестить». Это нужно нам знать, это нужно людям говорить, чтобы не превращали святые таинства в языческие, магические действия.
Был такой автор Кремлевский, который написал работу: «Первородный грех по учению блаженного Августина». Он делает такой вывод: « Вообще у отцов и учителей Церкви первых веков христианства мы не найдем мысли, что детям при крещении прощается грех Адамов. Нет такой мысли». Наверное, стоило бы задуматься. Кстати о том, что Крещение это действительно есть семя, всеваемое в человека, и зависит от человека, очень хорошо пишет и Патриарх Сергий в своей работе: «Православное учение о спасении». Я вам прочту эти слова: «Дальнейшая жизнь человека состоит в развитии того семени вечной жизни, которое положено в Крещении. Человек постепенно совершенствуется и укрепляется в добре и восходит до возраста мужа совершенна». Видите как христианство смотрит на таинства? Без человека ничего не может быть. Действительно, не спасает Бог человека без человека. Поэтому, если хотите, самые принципиальные отличия христианского учения о таинствах от языческого: «Человек, дай мне сердце твое, Сыне». Где нет сердца, души и ничего не может быть и никакие таинства не спасут, по толкованию отдельных отцов. Толкования в данном случае разные бывают, но по толкованию некоторых отцов в Иуду вселился сатана, вы помните когда? Некоторые утверждают что после того, как он причастился. С этим куском вошел в него сатана. Вот оказывается, таинство какое имеет действие. Это сильное лекарство, сильное. Оно требует соответствующих условий в человеке. Врачи знают, что некоторые лекарства можно применять только при соблюдении очень строгих условий. И оно может быть очень полезным, нарушаете эти условия – виновны сами, жестоко пострадаете. Это относится к любому таинству. Учтите, таинство действует соответственно мере нашего духовного устроения. Это он нас зависит, в какой мере мы подготовимся. Я под подготовкой разумею не вычитывание. Например, стоит в Церкви бубнит: «Я еще не вычитал все правило». Идет Литургия, а тут бубнит, потому что задача вычитать же, вот беда-то.
Подготовка наша состоит в том, чтобы хоть немножко осознать себя, кто я есть, вспомнить о своих грехах, раскаяться в них, еще и еще раз пред Богом и с великим благоговением приступить. Тогда это таинство будет действовать. Слышите, как действует. В зависимости от нашего духовного устроения. Причем прямая зависимость, полная. Ибо Бог не может насильно войти в душу человека. Бог только говорит одно, помните Апокалипсис: «Се стою при дверях сердца и стучу. Кто откроет мне, к тому я войду и буду вечерять». Т.е. торжествовать, пировать с ним. Стучит только Бог, насильно не входит. И никаким священнодействием вы не заставите Бога войти в ту душу, которая не способна принять Бога. Нет такого священнодействия, которое может заставить Бога войти в душу неподготовленную. В этом глубочайший порок языческого воззрения на отношения человека с Богом. Там только понимается: «Главное правильно сделать все и тогда мы все получим. И сам Бог подчинится нам. Заставим Бога средствами священнодействия войти в человека». Нет, этого быть не может.
В связи с этим хочу сказать вам по теме, которая сейчас приобретает все большую значимость, к великому сожалению: об экзорцизме, т.е. об изгнании духов, отчитываний. Эта беда сейчас распространяется у нас все шире и шире. Тысячу лет не знала наша Русская Церковь этого. Ни один священник никогда этим не занимался. Все знали, что только святой человек может повелеть бесу выйти из человека. И силою Божией, а не ритуалом, не священнодействием. Сей род изгоняется только молитвою и постом, т.е. правильной Духовной жизнью, которая приводит к искоренению страстей в самом человеке, к победе над духами зла в себе самом. Только тот, кто в себе победил, может изгнать его из другого человека. Если же этого нет, то происходит та беда, что произошла с семью сыновьями Первосвященника, которые изгоняли помните, духов и которым бесноватый ответил: « Знаю Павла и Христа знаю, а вы кто такие? Избил их, разорвал на них одежды и они голяком дули по улице от него. Правильно, опыт исторический свидетельствует, что те кто занимается эксорцизмом, как правило, приходят в очень печальное духовное устроение. Не может бес подчиниться человеку, который не победил его в себе. В результате начинается обратное действие и эти люди могут повреждаться умом, могут повреждаться душой. Но по крайней мере все это сопряжено с негативными и печальными последствиями для данного человека. Если человек свят и достиг он этого, то ему не надо никаких чинов. Чин отмывания». Ему не надо отчитывания. Он совершает это силою Божию. Если не свят, неужели ты думаешь заменить святость вычитыванием каких-то там молитв и определенными действиями это невозможно. Святые отцы по этому поводу говорят очень решительно: именно отцы, а не богословы. Из Лавсаика зачитываю вам: «об Авве Петерионе говорили: он много беседовал с нами и с особенной силою рассуждал о различении духов говоря, что некоторые бесы, наблюдают за нашими страстями и часто обращают их ко злу. – Итак чада, - говорит он нам. – Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей».
Варсонофий Великий, например, утверждает даже такое: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная что тебе полезно. «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге (т.е. Святым), которым повинуются бесы. Если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ними, что находясь в их власти он им же противоречит». Ой, какие страшные слова: «также и запрещать им, бесам, дело мужей великих, имеющих над ними власть». Многие ли из святых запрещали бесу подобно Михаилу Архангелу, который сделал это, потому что имел власть. Нам же немощным остается только прибегать к имени Иисусову». Ох какие слова. Как бы надо их знать всем и помнить. Это говорит ни кто-нибудь, ни какой-нибудь новоиспеченный младо старец. Варсонофий Великий говорит это.
Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом говорил: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может. Тогда и молящиеся за него будут услышаны, ибо много может молитва праведного споспешествуема. И Господь сказал: род сей не исходит, только молитвою и постом».
Преподобный Исаак Сирин о прекословии дьяволу прямо пишет: «Ибо ты выходишь учить тех, кому уже 6000 лет. А это твое дерзкое прекословие (представляете, он эти молитвы заклинательные называет дерзким прекословием) служит для них оружием, которым возмогут они поразить «тебя, не смотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие». Какие страшные угрозы. (Слово тридцатое, слово о подвижничестве, а Варсонофия Великого это вопрос 301).
Иоанн Дамаскин пишет: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы возвести в надменность человека. Который верит, что обладает чудесным даром. Чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что горят и бегут из тел тех, где они пребывали благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают».
Феофилакт Болгарский говорит: «Освободившись от бесов, еще хуже становится впоследствии, если не исправиться».
Игнатий Брянчанинов: «Никаких заклинательных молитв не нужно. Они прочитаны над каждым из вас при святом крещении. Нужно предаться воле Божьей и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения».
Слышите что говорят вопреки тем, которым во что бы то ни стало надо изгнать беса, любыми заклинательными молитвами: «Поминайте в молитвах ваших болящую такую-то, которая предана судьбами Божьими сатане, да Дух ее спасется. В духовном отношении такое наказание Божье отнюдь не служит худым свидетельством о человеке. Такому преданию сатане подвергались многие угодники Божьи Великие. Гораздо мало важнее беснование, нежели приятие какого-либо вражеского помысла, могущего на веки погубить душу.
Климент Римский в послании о Девстве указывает на одно из служений подвижников: «Посещать одержимых злыми духами, творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают. Не словами красными, отборными и изысканными». Правда как здорово, интересно. Ну и историческую справочку кратко: «Лаодакийский собор ограничил деятельность экзорцистов: непроизведенным от епископов не должно заклинать ни в Церквях, ни в домах». А постановления апостольские вообще запрещают поставлять экзорцистов, мотивирую это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений помазуется через откровение от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V веке, кстати, экзорцисты уже не упоминаются вообще. Так пишет профессор Успенский в своем труде: « Византийская Литургия в богословских трудах» сборник 21.


Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: