Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Прежде чем продолжать, я напомню, о чем мы с Вами говорили в прошлый раз, чтобы продолжение было естественным. Итак, я провожу итог теме: "Сущность христианства". В отличие от всех других религий, христианство утверждает нечто такое, чего не было в истории религиозного создания и в истории религиозной жизни всего мира до этого момента. Христианство утверждает следующие: что никакая святая жизнь человека, никакое самое возвышенное учение, никакой самый оптимальный путь жизни, неспособны привести человека в то состояние, при котором бы он мог иметь полноценное единение с Богом, ибо спасение - это и есть единение с Богом. Как Вы помните, мы говорили, причиной такого кажется, странного вывода является то обстоятельство, что по христианскому учению, человек глубоко исказился в своей природе, в силу отпадения от источника жизни - Бога. Христианство утверждает, что самым главным, что имеет место в истории человечества и что является спасительным для него, это есть та жертва, которую принес Христос, воплотившись, пострадав, умерев и затем воскреснув. Вот эта Жертва Христова, которая охватывает все этапы Его жизни, и является самим существом христианства без этой Жертвы, фактически христианство превращается в одну из прочих религий. Эта Жертва отличает и миссию Христа от миссии всех других основателей других религий. Поэтому мы говорим, что во -первых Христос - Спаситель, во-вторых, Он - Учитель. Даже ветхозаветные праведники, которые достигали, кажется, очень больших вершин святости по христианскому учению, не могли получить того, к чему предназначен человек, т.е. того полноценного бытия, ради которого создан человек. Только Жертвою Христа восстанавливается человеческая природа в своей целостности и своей полноте. Это очень важный момент который нам хорошо нужно понимать. Отсюда проясняется и другой момент, который так же имеет немаловажное значение. Иногда естественно, возникает вопрос, ну хорошо, ну если бы пострадал другой, из основателей других религий, так же вот, принес себя в жертву за своих последователей, его жертва какой бы имела смысл? Ответ совершенно однозначен. Это был человек и просто человек, и его жертва могла бы иметь тот же смысл, какой имеет любая жертва человека за свою семью, за свой народ, за свое отечество. Помните, какое например впечатление произвела жертва Муция Сцеволы, когда Рим был окружен врагами, когда там уже голод, полный крах грозил ему, он идет в стан врага с миссией мира, его пропускают к вождю, перед тем костер, сковорода, там что-то такое, решетка. Он кладет свою руку на эту горячую железную решетку и начинает переговоры в этим вождем и говорит: "Вы напрасно сюда пришли, мы - римляне, не те люди, которых можно покорить, у нас всего достаточно на долгое - долгое время и пищи и воды". Доносится запах жаренного мяса. Вождь этот смотрит на него, кругом смотрят в ужасе, а Муций Сцевола продолжает говорить: "Вам советуем уйти отсюда, мы никогда не сдадимся, но и для вас могут быть не очень хорошие последствия". Рука сгорает, Муция Сцевола увозят в Рим, буквально через какие- то час - два осада города снимается и Рим больше не видит врагов. Сильное впечатление? Конечно! Это такой героический поступок, который редко можно найти в истории, какая была сила физическая, нервная, это поразительно, что он перенес! Он действительно спас свой народ, спас римлян от разгрома, но какое значение имеет эта жертва для данного народа, какую силу? Имеет силу и значение как психологическое, а мы же говорим о природе человека как такового, и ясно, что ничья жертва, никакого человека в истории не могла иметь никакого значения для изменения человеческой природы по существу. Христос воспринимает природу человеческую. Христос спасает не человека - Иисуса этой жертвы, не человека - Иисуса воплощается, не вселяется в человека - Иисуса, как это говорил Несторий, Он соединяется с человеческой природой как таковой, полноценной, ее исцеляет, изменяет через Свой "кэносис" (греч.), свое уничижение. Он, Христос становится вторым Адамом. Что значит вторым Адамом? То есть тем, от кого может пойти новый род людей. Этот новый род людей назван - христианами. Вот в чем существо христианства. Потому Христос не есть просто Учитель, или Великий Учитель, т.е. Он есть, но это вторичное, первичное: Он - Спаситель. Вот в этом суть христианства. Мы с вами отдельно будем говорить по этому вопросу: что означает Его Жертва, как ее понимать, посмотрим на разные точки зрения . Но это в дальнейшем.

Сейчас мы говорим о сути сначала. Знаете - как о зерне, а потом уже выйдем из этого зерна. Далее мы начали говорить о неверных трактовках христианства. Одна из этих трактовок говорит, что христианство есть ничто иное, как продолжение и развитие ветхозаветной религии. Но эта точка зрения не выдерживает критики хотя бы потому, что вся история свидетельствует о решительном антагонизме, который тут же возник с появлением христианства, как в отношении Самого Христа со стороны иудеев, так и Его учеников и продолжателей Его дела. Хотя нужно сказать, что история показывает нам, что эта мысль оказалась очень соблазнительной у нас на Руси, например она принесла в известный Вам исторический период очень большое настроение, страдания и смуты, связанно это было с известным явлением - ересью жидовствующих. Сейчас фактически западное христианство все находится под влиянием, очень сильным влиянием Ветхого Завета, ветхозаветных ценностей. Все основные ценности, именно ценности, которые являются критериями в оценке человеческой деятельности, берутся из Ветхого Завета. Сами заповеди, какие в основу полагаются жизни - десятословие, а не заповеди блаженства. Апостол Павел пишет, что между нами христианами, стыдно и говорить даже о таких вещах как не убей, не укради, не прелюбодействуй, что мы - язычники что ли? Стыдно и говорить, как, знаете ли, в благородном каком-то обществе сказать это: "А вы не вор?".Стыдно говорить и в обществе христианском. Это одно из таких заблуждений или превратных представлений о христианстве, которые имеют место. Затем мы с вами говорили о другом непонимании христианства. Оно настолько очевидно в своей сути, что о нем и говорить нечего. Действительно, сплошь и рядом мы находим в истории, особенно в кругах людей мысли, в кругах философских, когда христианство воспринимается как некая новая доктрина, новая система взглядов представляющая новые интереснейшие идеи, нового понимания Бога понимания Бога. Это точка зрения на христианство как на доктрину не выдерживает никакой критики, с точки зрения того что мы сказали о существе христианства. Не в учении суть его, а в Жертве. И затем мы коснулись понимания христианства как нового закона. Был закон Ветхозаветный. Это что такое? Система, совокупность правил и требований к верующему человеку, необходимых для его религиозной жизни. Вот это понимание, оно хотя и не звучит нигде как утверждение, я сомневаюсь чтобы мы нашли вот в такой категорической форме заявление о том, что все христианство заручается в том, что мы исполняем все правила и проявления сами по себе, по-моему так никто не скажет, все скажут, необходимо верование в Христа, необходимо исполнение заповедей, но практически подсознательно, без слов, мы видим прямо - противоположное. Мы находим широчайший слой, направление, имеющее огромную силу, когда все существо христианства сводится именно к исполнению определенной совокупности церковных, обрядовых, канонических, богослужебных и прочих требований, т.е. то, что раньше именовалось законником, законничеством - законники в ветхозаветный период были самыми почитаемыми людьми. Это люди которые поставили своей целью исполнить весь закон. Возникла целая партия направлений - фарисеи, которые стремились исполнить все до последней мелочи. Мы видим, что в связи с этим произошло. Вот эти исполнения чисто внешних вещей при забвении цели, ради которой были установлены эти вещи, оказывается приводят человека к глупейшей, безумнейшей гордыне, к мнению о себе как о праведнике. Я пошел посолонь с крестным ходом или против. Как крестился интересно, преподобный Сергий, двумя перстами или тремя? Скорее наверное - двумя, а Серафим Саровский - тремя, что же теперь делать? А равноапостольная - может двумя или одним, а может пятью, и такое было. Какое имеет значение, до какого убожества можно дойти, когда мы великую веру подменяем. Чем? Игрушками. Блаженны чистые сердцем, а не тем в какую сторону вы ходите с крестным ходом или против. Эти вещи нужны? Да, дисциплина нужна, в церкви все благообразно и по чину да бывает. Да, но это есть вещи чисто церковного порядка, которые не имеют существенного значения, они нужны д ля нормальной церковной жизни, и все. Но они не спасают человека, но и не губят. Если человек по внешним обстоятельствам должен отступить от каких - то этих правил, не в этом суть христианства. Но вы прекрасно знаете, что для народного создания это главное. Съест живьем свою соседку, зато скажет: "Я молочка не съела в Великом Посту".

Все - праведница, молитесь на нее. Вот это беда, друзья мои. Это очень серьезное заблуждение, которое не где-то не зафиксировано в виде определенных жестких указаний, но которые проходят красной нитью через широкий слой верующих людей, и часто губит их. Вы нигде не найдете "фурий" злых, озлобленных, как в некоторых наших храмах, которые когда зайдет молодой человек или девчонка, которые ничего не знают. Она может одета "выше крыши", и он "руки назад", или что-то такое, ну откуда они знают. Подлетит ("фурия"), съест буквально, но с какой ненавистью обращается, т.е. показывает - христианство это религия, чего? Любви? "Я вам покажу любовь, вы больше в храм после этого не зайдете". И эти бедные молодые люди когда попадутся в руки этой "фурии"? Тут искажение христианства, это жуткая вещь, с этим надо бороться. Если вы будете священниками, конечно будете, будете настоятелями храмов, смотрите за этим! Не занимайтесь только алтарем, посмотрите, что делается в Вашем Храме. И таких "фурий" гнать нужно из храма, ставить на поклоны публично, отлучать буквально на какое-то время, чтоб неповадно было. Они разрушают Церковь! Есть еще несколько ложных пониманий, которые нужно иметь в виду. Я вам ради чего говорю, чтобы Вы просто имели представление о них. И когда это потребуется, принимали соответствующие шаги для их удаления. Есть очень сильное течение, оно в свое время возникало на Западе, так называемое адогматическое христианство, которое сводит всю суть христианства к моральным требованиям. Понимая под христианством одну нагорную проповедь все сводит к ней, все сводит к нравственным принципам , нормам, которые заключены в Евангелии. Это конечно убогая точка зрения, как правило не считается с истинными христианскими взглядами и называется часто адогматической. "А" - это чисто греческое, "не" - т.е. "недогматическим" христианством. Эта точка зрения имела много сторонников, и до сих пор есть целое течение, которое вообще не считается просто с догматами, ни коим образом, главное чтобы человек был порядочным, а во что и как он верит не имеет никакого значения, называется христианином - и все в порядке. В чем опасность этой вещи? Может в первую очередь нужно сказать вот о чем, здесь есть несколько очень важных моментов: первое - мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти вещи совсем разные - нравственность и духовность, да, что они взаимосвязаны между собой, да, конечно. Что они, да, часто определяют друг друга, но это просто разные вещи. В чем же различие между ними? Нравственность - это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь к окружающему миру природе, ценностям если назвать этим словом окружающее нас, ко всему творчеству, творению Божию, к правильному отношению. Каково оно это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе. Нравственность связана с определенными действиями человека. Ведь меня же никто не назовет безнравственным оттого, что у меня бывают кое - какие мысли, ну не совсем нравственные. А кто знает, какие у меня мысли? Никто не знает. Я вот только скажу о нравственных мыслях, а о безнравственных не скажу, т.е. понимаете, когда мы пытаемся оценить ту или иную деятельность человека, т.е. характер, поведение, мы оцениваем по каким признакам - по его действиям, словом делам творческим. И мы называем нравственным какого человека? Который не обманывает, не прелюбодействует, никого не убивает и т.д. Так видите, мы каким образом оцениваем деятельность поведения творчества человека с точки зрения тех норм, которые очевидны. Запомните, очевидны. Которые можем увидеть, услышать, заметить, и в зависимости от этого, мы называем человека нравственным или безнравственным. Например, находят у него соответствующие открытки, говорят, ну понятно какая нравственность у человека, или какие фильмы он смотрит, какие книги читает, т.е. происходит оценка его нравственности по тому чем он интересуется. Это вот то, что относится к нравственности. Но Вы уже поняли, что относится к духовности. Я могу внешне быть человеком очень нищелюбивым, человеколюбивым, я могу подавать деньги нищим, когда просят, я могу делать благотворительные акции или переводить деньги через банк и т.д. и т.п. Вопрос: что же я делаю - добро или зло? С точки зрения морали - бесспорное добро. Вот тут-то мы и увидим, что такое духовность. Никто не знает, зачем я это делаю, а мне нужно это для того, чтобы мне в думу пройти. Я направо и налево перечисляю деньги, надо создать вес своей личности, глядишь - по телевизору покажут. По тщеславию, по расчету, по гордыне, никто не знает, что во мне и руководит мною. Мною могут руководить мотивы совсем не человеколюбия, совсем не исполнения заповедей Божиих, о любви к ближнему, совсем не милосердие, а вещи не только противоположные, а вещи подчас безобразные, отвратительные, но, никто об этом не знает. Это во мне, в моем духе. Ведь внешне я могу просто быть святым человеком, внутри же я могу быть исполнен гордыней, исполнен тщеславием, презрением к людям. Более чем достаточно фактов, которые встречаются у нас очень часто. Когда мы с удивлением говорим:

"Такой человек, такой человек! Как он мог это сделать?" Оказывается, прорывается, прорывается иногда, когда этот "святой сатана" вдруг показывает свой рог. Троньте Вы этого "нравственного" человека, попробуйте покритиковать его и он Вам покажет, "где раки зимуют!" Духовность - это то, что открыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека, и что может внешне почти не выражается, или выражается почти незаметно, что для взора неопытного быть невидимым совсем. Поэтому, духовные ценности, каковы? В Евангелии их называют, например, любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия обязательно будет внешне выражать так, что всем это будет очевидно. Напротив, что чем больше ценность духовная присутствует в человеке, тем больше он ее скрывает. Вы обратите внимание на поразительный факт, совокупность фактов, которые мы находим в Евангелии. Вы обращали когда-нибудь внимание, что Христос, когда часто совершает чудо, приказывает никому об этом не говорить, не рассказывать. Это же поразительная вещь! В чем дело? Это, думаете идет от ума? Или от чего-нибудь? Да нет, каждая духовная ценность, она целомудренна, целомудренна! Не ущербно мудрена, а целость, т.е. по существу целомудренна, а мы знаем что такое целомудрие. Есть стыдливые особы, а есть бесстыдные особы. Правда я уж в данном случае говорю о женщинах, потому что здесь одно мужское общество, если бы здесь были только женщины, я привел бы пример наоборот. Мы понимаем, что такое целомудрие, мы знаем, оно прячется, оно скрывает себя. Истинная добродетель, истинная духовная ценность всегда себя скрывает. Неслучайно Христос сказал: "Если хочешь помолиться - затворись, затворись". Кстати, мне это не нравится, очень не нравится. Я предпочел, чтобы меня сфотографировали, когда я молюсь. А эти разбойники студенты никогда меня не фотографируют, когда я молюсь. Все одни митры фотографируют, это одно безобразие. Так вот, духовность и нравственность. Мы начинаем понимать это все различие. Можно быть очень нравственным поэтом, но совершенно бездуховным, т.е. иметь противоположную духовность. Дух то всегда есть. Тот или иной, другой, положительный или отрицательный, темный или светлый. Почему я говорю - бездуховный, значит нравственность сама по себе не определяет духовное содержание. Нравственность тогда начинает определять, положительно определять духовность, когда она находится в определенном ключе, т.е. когда человек стремится к исполнению Евангелия своей жизни. Вот тогда его нравственные поступки могут иметь эту направленность, т.е. положительную направленность, и могут постепенно приводить человека к тем духовным ценностям, без которых вся нравственность сама по себе ничего не стоит. Например, "если я раздам все имение мое, я отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в этом никакой пользы". Помните замечательные слова апостола Павла в его знаменитом гимне о любви? Так оно и есть. Поэтому, когда христианство представляют как какую-то знаете, моральную систему, я не могу выразить это уродство, эту карикатуру на христианство, когда в христианстве ничего большего не видят, кроме вот этих некоторых моральных правил, да там в основном почти все правила они все те же. Правило - не делай другим такого, чего не желаешь себе, по истории религии оно повторялось и раньше, это знает Конфуций, это знает Будда, это знали все философы до Христа, ничего тут нового нет, это естественная вещь. Не в этом суть и величие христианской нравственности, а в том, что оно дает соответствующий ключ, в котором эта нравственность порождает истинную духовность, нет этого ключа, есть другой ключ эта нравственность что порождает? Безумство, гордыню, лжеправедность, которые затем ненавидят Христа и распинают Его. Я встречался с таким явлением. Я жил в Гжатске, теперь город Гагарин. Там был хирург, замечательный хирург. Человек, который никому ни в чем не отказывал. Просят его, он бросает обед и тут же идет и т.д.


Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: