Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Григорий Нисский утверждает, что все наши мысли, термины, которыми мы выражаем действия Божии в отношении нас, такие как удовольствие, милость, гнев, наказание, что это есть? Он говорит: это вовсе не выражает сам характер действия Божия, а говорит совсем о другом. А почему же тогда употребляется слово наказание? Объясняет: люди находятся на разном уровне, даже не только духовного, но даже интеллектуального развития. И для многих людей даже необходимо говорить о наказании, другого не поймут. Как только вы скажете им, что Бог никого не наказывает, а всех любит: ура! Значит можно все делать. Вы спросите, что всё можно делать? Биться головой о стену? Нет. Пить кислоту? Нет. Резать себя и колоть? Нет. Не понимают. Вы знаете, вот примитивное сознание не понимает, что грехом мы вредим себе, режем, колем свою душу, терзаем ее. Н понимают. Понимают только одно: Бог наказывает, или не наказывает. Если не наказывает - все можно делать. Вот это беда. Почему Григорий Нисский и пишет: "Чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла". Вот почему употребляются эти слова, по этой причине, т.е. в соображениях каких? Воспитательных, пасторских. А не потому что будто бы это присуще Самому Богу. Иоанн Златоуст об этом очень хорошо говорит: "Когда ты слышишь слова - ярость и гнев, по отношению к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого". Это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного. Вы слышите? Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых. Вот откуда это исходит. Самое любопытное, что у того же святителя Иоанна Златоуста очень много слов, когда он говорит о наказании, о гневе Божьем, очень много найдем слов, сколько угодно. Вывод: именно потому, что он смотрел на тех, кто перед ним, он на том, на должном уровне и говорит им, этим людям. На уровне, на котором они могли правильно воспринять. К сожалению, я повторяю еще раз, то вот эту идею о том, что Бог есть Любовь и только Любовь, с трудом воспринимает человеческое сознание. Или люди сразу начинают полагать, что уже все, можно делать все, что угодно или вообще начинают не соглашаться с этой идеей и утверждают ветхозаветное языческое понимание Бога, как Бога Судьи и Правды. А ведь помните, что апостол Павел пишет: "Праведник пострадал за не праведников", - говоря об Иисусе Христе. Кто-то из святых отцов, я сейчас не помню, пишет: "Разве можно называть Бога праведным? Какой же Он праведный? Ибо если б Он был праведный, справедливый, то уже должно бы человечеству и быть то на земле невозможно было бы". Поэтому что столько уже творится в мире зла, оно должно быть уничтожено, давно уничтожено. Нет, Он не праведный, Он любвеобильный. И эту любовь Он доказал своим Боговоплощением, страданием, крестом и смертью. Вот каково святоотеческое понимание этого вопроса. Собственно оно все исходит из того, о чем уже так хорошо написано в Евангелие. Вот апостол Иаков по этому вопросу смотрите как пишет: "В искушении никто не говори: Бог меня искушает. Потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается увлекаясь и обольщаясь собственной похотью". Уж, кажется, прямо говорит точно, прямо указывает на причину того, так называемых искушений. Под искушениями разумеются вот эти всякие скорби, неприятности, болезни, страдания, которые совершаются в нашей жизни, можно сказать с каждым человеком. Без этого не проходит жизнь человеческая. Вот исходя из такого понимания Бога, мне кажется, мы может сделать соответствующие выводы в отношении того, что именуется наказанием Божьим. Что это есть? Что есть наказание Божие, о котором мы читаем, о котором слышим, о котором часто говорим? Мы здесь сталкиваемся с вами с пониманием очень важного вопроса, еще одного вопроса, который решительно выделяет христианство из многих прочих религий. Речь идет о промысле Божьем. Я вот привел пример, как врач двух различных больных посылает в совершенно разные места, т.е. прописывает совершенно разные методы лечения, в зависимости от того, какая болезнь у человека, чем он поражен. Перенося это в духовный план мы бы сказали так, в зависимости от того, какие страсти более действуют в человеке. Тем более надо учесть, что иногда даже в природном плане, в плане просто по рождению, в наследственном даже отношении мы будем потом говорить позднее об этом. Уже в наследственном даже отношении многие люди рождаются с более выраженными страстями. Разные могут быть страсти, но это факт который мы наблюдаем в окружающей нас жизни. Итак, разные наклонности у человека, у каждого человека свои наклонности разные, преобладают у разных людей. В чем состоит действие промысла Божьего? Оно состоит в том, чтобы поставить человека со стороны внешних условий его существования в наилучшее, наилучшее поставить, в наилучшее место, в наилучшую ситуацию, с точки зрения просто сказать его спасения. Но это надо расшифровать. Вот так просто сказать, мне кажется, это просто ничего не сказать. Совсем не понятно. Что значит с точки зрения его спасения. С точки зрения если сказать спасения, то можно было подумать так. Тогда нужно было бы Иуде умереть в детстве и все в порядке. Правда? И он бы не совершил тогда этого тягчайшего преступления. Что ж тогда наилучшим является? Наилучшим, оказывается, ведущим к спасению, является познание всех будем говорить страстей или немощей, которые живут в каждом из нас. Каким образом мы можем узнать? Ведь как узнать: есть у3 человека внутри какая-нибудь болезнь или нет. Надо , знаете, иногда толкнуть его и он сразу подскочит, "Ах!" скажет. Знаете, у врача начинается: больно? Нет. А вот здесь? Оть. Внешние жизненные обстоятельства дают возможность каждому человеку увидеть свои вот эти страсти. Обратите внимание, почему в уединение очень редко кого посылали и если разрешали, то только в том случае, когда уже здесь, здесь он в условиях общежития достаточно узнавал себя. Вот это познание себя, т.е. кто я есть на самом деле, а не тем кем я себе кажусь, т.е. познание своих страстей и познание своих реальных сил в борьбе с этими страстями, они открывают человеку самое важное, что ему необходимо. Открывают ему дорогу к покаянию. К покаянию, потому что душа тогда начинает болеть. Ведь вы знаете, можно ведь грех видеть, видеть, ну и ладно, ну я грешен, ну и что? Вот я бегаю по академии и говорю: я грешный, так, мне все можно, значит мне все можно, правда? Ведь святым же нельзя. а я грешный - мне все можно. Видите как хорошо - ха-ха, пожалуйста, ха-ха. А я бы не запрыгал, если бы наступил бы на гвоздь, и не бегал бы крича - ха-ха у меня гвоздь сквозь ногу. Правда, трудно себе предположить такое. Почему? Больно! Ах, вот оно что! Когда больно, ха-ха нет, когда не больно… так вот в том то и дело: Господь ставит каждого человека в такие жизненные условия внешне, при которых дается ему возможность увидеть, что те страсти, которые присутствуют в тебе - они есть страсти, т.е. болезни, страдания. Помните страсти Христовы, страдания Христовы. Слово "страсть" происходит от "страдания". Так вот, страсти греховные, которые в нас есть, они оказывается являются источником страданий, они мучают человека. И если сейчас еще в этих условиях иногда от нас то - то, то - другое отступает или они действуют только по временам, то что будет, если они обнаружат себя во всей силе? Какие же страдания они тогда принесут человеку? Так вот существом промысла Божия и является поставление человека в такие жизненные условия, при которых он мог бы, наконец, обратить на себя внимание. Познать себя, увидеть, что в нем живет. Это очень трудно, я вам скажу, очень трудно по простой причине, вы знаете какой. Это все знают. Какая причина? Я никогда не виноват, всегда виноват кто-нибудь другой, но не я. Самооправдание. Вот эта лжеправедность настолько глубоко живет в нас, что она выражается даже тогда, ну когда уже ясно, что человек виновен. Нет, он не виновен! Недаром, как китайцы говорят, загони змею в бамбуковую палку - она там и будет извиваться. Это трудный процесс, но без этого, без познания себя, невозможно спасение человека. Поэтому, когда мы говорим, что Господь ставит в наилучшее человеку условие спасения, то под этим подразумевается не что иное, как те условия, которые дают возможность человеку познать себя, свои страсти, увидеть их, их болезненный, убийственный характер мучающего душу. Вот у этого состояния познания только и возможно обращение ко Христу, как спасителю. Теперь мы тогда поймем, что значит так называемое наказание Божие по отношению к человеку. Первое и важнейшее. Бог никому, никому не мстит. Ни за какой грех, слышите? Нет греха, за который мог бы Он мстить человеку - ах ты такой, сякой. Вот тебе за это. Бог - любовь и только любовь. Где совершается это наказание? В самом грехе. Сам грех мучает человека. Посмотрите как великолепно Достоевский в образе Раскольникова в своем романе "Преступление и наказание" показал, что делает грех с человеком. Если кто еще помнит это произведение , те, наверно, сразу поймут: он не находит себе покоя. За что? За что? Убил эту старушонку, ну и ее сестру. Что такое это вошь, а не человек. Старушонка - ничего не стоит. А на старухины деньги что можно сделать, добра. Сделал Наполеоновский шаг, переступил этот порог. И как хорошо Достоевский показал, что началось с ним. Вся его философия оказалась карточным домиком, который - фу, дунули и все полетело вверх тормашками. Совесть не дает пакоя человеку. Вот, оказывается, что происходит познание человеком, что такое грех. Какое это мучение, какое это страдание, какая боль и любой грех это делает. Только по нашей толстокожести мы не все видим, не все замечаем. На самом деле нет ничего такого, что Христос называет грехом, что действительно бы не уязвляло душу человеческую, не ранило. Я говорю: душу. Верно, душу. Потому что, если душа страдает, будет страдать и тело. Это едино. Множество, и можно сказать все болезни души, конечно, все болезни души обязательно отражаются и на теле. Т.е. это вред всякому человеку. И почему Бог дает свои заповеди: только по одной причине, предупреждает: не делайте так, ибо вам будет плохо. Предупреждает. Посмотрите какая любовь! С чем она сочетается? С удивительным: Бог не касается наше свободы. Вы подумайте, ведь Он мог бы что сделать? Сделать и все, чтобы не грешили. Правда же, отнять эту свободу, заковать в цепи. В какие угодно там: телесные, духовные, не знаю в какие. Бог! Нет, нет. Опять потрясающая любовь! Ни йоты Господь не касается нашей свободы. Самое большое - что Он по своей любви, по любви, вот как отец, мать создает только лучшие условия для того, чтобы человек сам опомнился, сам понял и сам обратился к Тому, кто более всего любит человека. Потому Бог не наказывает, в смысле, не мстит никому, но создает нам лучшие условия для обращения человека. Он не только не наказывает, я вам скажу и другое - и не награждает. Вот эти все наказания и награды - это все человеческие вещи. Они от куда произошли? Произошли от потери, от потери нами нравственного чувства, ,нравственной жизни. Вот от куда все наказания и награды. И не награждает Бог никого, а что он делает? Бог всегда в любой момент времени источает всю силу своей любви на каждого человека. Но только мы в разное время, в разной степени открываем себя для действия этой любви. И об этом бы стоило задуматься. Ведь это очень важный вопрос. Ведь если Бог есть совершенная любовь, который готов нам в любой момент дать все, все, почему же тогда Он нам не дает? Ответ более, чем простой. Я думаю, каждый поймет. Правда, каждый? Дай нам только сейчас дар чудотворения, дай - мы натворим чудес! Нам ничего дать нельзя. чуть-чуть только на одну ступеньку подняли человека и тут же собратья, друзья говоря: ну вот - был человек, стал скотина. Хотите узнать человека дайте ему власть. Слыхали такое? Верно. С каким трудом, мы переносим малейшую человеческую славу. Как ее надо беречься, как огня - этой человеческой славы. Почему она уязвляет нас, убивает нас. Не случайно Иоанн Поственничек сказал: что только равноангельный может вынести без труда для себя похвалу человеческую. Бог не награждает нас. Он дает всю преизобильную благость свою по мере нашей духовной способности принять эти милости Божии без вреда для себя. Поток лучей требует защиты. Знаете сейчас больше всего боятся. Не дай Бог, разрушится азонный слой, что тогда будет? Эти лучи начнут тогда нас жечь. Вон как в апокалипсисе и написано: "и покроются они гнойными, отвратительными ранами". Помните в апокалипсисе: покроются, и все равно будут хулить Бога Всевышнего. Так вот, оказывается, что Бог и не награждает, в смысле не дает каких-то особых, специальных даров за какие-то наши особые добродетели. Вообще-то добродетелей у нас никаких и нет. А Бог только дарует свою милость тем, кто способен принять эту милость без вреда для себя. Вот поэтому, отсюда открывается еще одна важная черта христианского учения, о которой ну, конечно же, не знают другие. Что, почему это Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Что значит дает? Смиренный способен ее принять для себя. Вот это оказывается почвой, на которой человек может принять ту преизобильную благость Божию, которая как от солнца излучается от Него, эта способность называется смирением. Она рождается из чего: из реального познания себя, своей греховности, своей поврежденности, своей неспособностью самому стать тем, кем я должен быть и к чему я призван. Вот, друзья мои, святые отцы в этом отношении очень хорошо объясняют вот эту идею только что высказанную. Посмотрите, что пишет Марк Подвижник, например, я приведу его слова: "Вина, т.е. причина, всякого скорбного случая, встречаемого с ними - суть помыслы каждого из нас". И объясняет дальше: "Все злое и скорбное"… - вот это стоит запомнить всем нам, стоит запомнить - великий закон высказывается: "все злое и скорбное приключается нам за возношение наше". За возношение наше! Вот, оказывается, главная причина, которую Макарий Великий называет медной стеной стоящей между человеком и Богом. Это возношение наше или гордость. Вот это абсолютно закрывает человека от Бога. И что тогда начинается? Попробуйте закрыться от солнца. Нет солнца! Что будет? Без солнца нет жизни на земле! Так и здесь. Оказывается, все скорбное, что случается с нами в конечном счете происходит за возношение наше. Отсюда и практически вывод: если мы не хотим наказаний, я уже говорю в переносном смысле, т.е. не хотим скорбей, нужно всячески бороться с возношением своим, с мнением о себе. Это один из важнейших рецептов, который люди мира совершенно не знают. Основная причина всех наших скорбей - это гордыня, самомнение, возношение наше. Вот оказывается в результате чего происходит с нами скорбное. Если бы человек только начал жить под началом Евангелия, если бы он увидел себя, если бы он смирился, начали бы рассеиваться все эти тучи скорбей и зла, которые в таком изобилии обрушиваются на нас. Мы должны об этом говорить, это объяснять. Ибо если Бог - есть любовь, то и существом христианской религии, существом православия является так же любовь, которая не может быть воздейственной, она должна выражаться хотя бы в том, чтобы объяснить правильно тот путь жизни и направление при котором человек может получить благо внутри самого себя.


Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: