Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Бог Слово, воплотившийся в Своей человеческой природе, страдал и умер. Поэтому апостол Павел пишет: "Мы проповедуем Христа распятого - иудеям соблазна, эллинам безумие". Необходимо также отметить интересный факт, мимо которого не пройдет ни один исследователь религии - это то, что Христос принимает страдания и смерть добровольно, т.е. зная, на что идет, прекрасно это понимая, даже страдая об этом. Вспомните молитву Гефсиманскую, в Гефсиманском саду, как Он переживал, "пот был как кровавые капли". Он уже знал, на что Он идет, ведь на подвиг не так просто пойти. Мы знаем много исторических примеров того, что люди совершали подвиги, но представьте себе как трудно пойти человеку на заведомую смерть. Только тот кто переживал это может отчасти понять, почему Христос молился до кровавого пота. Вся человеческая природа против этого кричала "Не хочу!" Это естественно. "Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия".

Но для того Он родился и для того пришел. Подумайте, какая идет борьба между разумной целью и криком плоти. Вот эта добровольность Его воплощения, добровольность принятия страдания - как принципиально она отличается от смертей так называемых умирающих и воскресающих богов. В истории мифологии мы находим несколько примеров такого рода, когда боги представляются в мифологической форме умирающими, которых или вепрь разрывает или злой брат убивает, как с Осирисом было. Но эти смерти носят бессмысленный, случайный, характер, поскольку их смерть вовсе не добровольна, совсем не для этого они пришли и живут, они ничего об этом не знают. Вдруг как-то случается - и злой брат Сет замаливает и убивает Осириса, ни о какой добровольности речи не может быть.

Но есть и другой момент, который присутствует здесь. Их смерть и воскресение являются ничем иным, как мифами, выражающими ту смену природной жизни, которая повторяется каждый год. Если взять нашу полосу, то осенью, зимой, все умирает, а весной все оживает. Вот это ежегодное воскресение и умирание как раз и выражено в этих мифах, но выражено как? Действительные причины природных явлений были неведомы и факты природной жизни выражались в мифологической форме. Погибает божество и воскресает, - и это происходит каждый год, каждую весну, каждую осень.

Слово миф обозначает образное выражение идеи. Это не просто сочинение, выдумка или сказка, но образное выражение идеи, в данном случае сюжетное. Когда с помощью такого рассказа, может быть, достаточно элементарного и простого, в то же время высказывается определенная идея. В данном случае рождение и смерть богов является ничем иным как выражением ежегодно происходящих процессов.

Посмотрим, почему воплощаются языческие божества и почему воплощается Бог Слово в христианстве. Каковы тут начала и стимулы? Если обратимся к язычеству, причин может быть сколько угодно, вплоть до самых постыдных. В христианстве же мы читаем: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного". По любви, оказывается, происходит Боговоплощение, по любви. Цель только одна: любовь Бога к человеку вынуждает Его воспринять человеческую природу для исцеления ее. Это один из принципиальнейших моментов, который показывает все различие между христианством и язычеством; очень важно отметить и то, к чему призван человек. Вот Максим Исповедник пишет: "Бог Слово, Сын Бога и Отца, для того и стал человеком и Сыном человеческим, чтобы соделать человеков богами и сынами Божьими". Или в другом месте пишет: "Чтобы человека сделать богом, через соединение с собой". Вот какова цель Боговоплощения: соделать человеков богами, богом сделать человека.

Найдите эту идею где-нибудь еще, помимо христианства, нигде ее нет. А возьмите образ Христа, Он же чист от всякой страсти, сравните только с языческими богами, когда они воплощались. Тот же Кришна имел по одному из сказаний восемь жен законных, 16 тыс. незаконных и всего только 180 тыс. сыновей! Недурственно, масштабы хороши, божественны. Эта мифология пронизана эротикой, пронизана уродострастями, т.е. отображает не что иное как этот страстный мир и больше ничего. В нем все естественно до предела. Во Христе же мы ничего подобного не видим. Вы обращали внимание на эпизод Евангелие от Иоанна, когда Христос разговаривает с самарянкой, и пришли ученики и удивились, что Он разговаривает с этой женщиной. Кажется, странно, Он ведь всегда общается с людьми, постоянно в толпе, выступает перед всеми, а здесь Он один на один разговаривает с женщиной. Ученики удивились даже, представляете какой Его образ.

Вот уже это маленькое замечание прямо свидетельствует о том, кем Он был. И этого не знает ни одна мифология. Ну и, конечно, нужно отметить то, что дало это Боговоплощение для человека. Я уже сказал вам, что человечество было возведено на высочайшую ступень бытия. Что значит человечество? Речь идет о человеческой природе как таковой, о ее возможностях, о раскрытии того, что в ней заложено. Вместе с тем эта природа является достоянием каждой личности. Следовательно, через этот шаг открываются врата для каждого индивидуума, для каждой личности. Открывается перспектива обожения человека, возведения его на высочайшую ступень бытия, возведение его на уровень Божества. Преподобный. Максим Исповедник говорит, что через воплощение Бога Слово падший человек приобрел надежду воскресения к вечной жизни. Через Христа человек приобрел надежду на воскресение и вечную жизнь. Какая величайшая идея!

Итак, Максим Исповедник пишет, что человек приобрел надежду на воскресение, вечную жизни, унаследовать которую он призван приобщением к Иисусу Христу, расторгнувшему послушанием осуждение прародительского греха и смертью упразднившему державу смерти. Чтоб как в Адаме все умирают, так в Нем бы все ожили. Мне кажется, что для любого человека, который сопоставил бы языческие мифы и христианское учения о Боговоплощении, станет совершенно очевидным, что между ними нет ничего общего, кроме слова “боговоплощение”. А ведь, казалось бы, как похоже: там боги воплощаются, и здесь - воплотился; а на самом деле, взглянув чуть-чуть пристальней, мы видим - нет ничего общего, совершенно разные учения.

Как же могло возникнуть столь необычайное учение? Откуда этот образ Христа? В Евангелие ответ один: евангелисты констатируют факт, исторический факт, они даже не объясняют, они просто констатируют. Только уже дальше святоотеческая мысль, и то в борьбе с заблуждениями и искажениями христианства, объясняет кое-что, и, в частности, этот замечательный догмат Халкидонского Вселенского собора отвечает на один из важнейших вопросов: каким образом произошло единение Бога с человеком? В связи с темой Боговоплощения мне хотелось бы коснуться другого вопроса. Вопроса, имеющего отношение и к нашей действительности, и к истории мысли, и к тем исканиям, которые имеют место в настоящий момент. Речь идет вот о чем.

C языческими учениями о перевоплощении богов тесно связана идея о так называемых перевоплощениях личности. То, что по-гречески называется метемпсихоза. Надо сказать, что идея перевоплощения встречается уже у древнегреческих мыслителей, причем в достаточно яркой и развитой форме. Например, Пифагор утверждал, что он помнит свои четыре предшествующие перевоплощения. Или, например Николай Рерих, который еще в начале нашего века утверждал, что он есть никто иной как перевоплощение Сергия Радонежского.

Так вот эта идея о перевоплощениях, она сейчас бродит всюду, особенно в связи с развитием теософского сознания в современном обществе. И я думаю, что мы должны быть готовы к тому, чтобы ответить на нее надлежащим образом. Обратимся прежде всего к явлениям “воспоминаний”, когда тот или иной человек вдруг якобы “вспоминает” свое предшествующее воплощение. Вдруг он называет и описывает какого-нибудь человека, которого он никак не мог знать, и отсюда делается вывод, что он знал этого человека в предшествующем воплощении.

Как нам объяснить эти “факты”? Я совсем не хочу обвинять во лжи тех, кто говорит о таких своих “воспоминаниях”. Обман здесь может иметь место, но я попытаюсь ответить не на ложь, а на искренние утверждения человека, что он помнит свое предыдущее перевоплощение. Во-первых, если бы действительно имели место факты перевоплощения, то не отдельные личности, а все мы должны бы были иметь какую-то память о своих предыдущих воплощениях. Пусть в разной степени, разной смутности и ясности.. Если же такого нет, то обессмысливается основной аргумент теософов, что последующие перевоплощения являются средством очищения человека от предшествующих грехов: ну как же я могу очиститься от предшествующих грехов, когда я не помню эти грехи. Только память о них дает мне возможность очищения. Если этой памяти нет, то от чего же очищаюсь?

Или вот интересное замечание известного английского философа 17 века Локка. Локк указывает на то, что если нет памяти о прежнем воплощении, то нет и тождества личности, нет следовательно и перевоплощения, а есть просто рождение нового я. Ну, действительно, о каком можно говорить перевоплощении, если никакой связи осуществляемой этой памятью не существует? Фактически утверждение о перевоплощениях базируется именно на утверждении, а не на доказательстве. Все сводится к заявлениям личностей вроде Пифагора, что они помнят свои перевоплощения. Так вот этот факт я попытаюсь вам объяснить следующим образом. Во-первых, следует помнить о значимости разных .внушений. Когда люди находятся в атмосфере этих идей о перевоплощении, то порой нетрудно отдаться этому внушению.

Особенно легко поддаются этому люди так называемого медиумического склада. Чаще всего это женщины и дети. И когда эта идея присутствует, когда о ней говорят, когда об этом читают и т. д., то у людей такого склада легко могут возникнуть определенные ориентации. Причем с такой силой, что человек поверит в них. Кстати, таких фактов в психологии вы найдете сколько угодно, когда человек начинает верить своим мечтам, идеям, фантазиям.

Во-вторых., бывает и непроизвольное самовнушение: человек сам себе нечто внушает, и если он глубоко в это поверит, то очень легко окажется под гипнозом себя самого. Учтем также факты душевных болезней, в психиатрической клинике вы найдете и Наполеонов, и Екатерин, и Пушкиных. Это уже, конечно, патология, но идея фикс бывает часто выражена и без столь сильных поражений психики.

Или, скажем, индуисты, как и представители многих других религиозных течений, также верят в существование духов. А раз так, то здесь вполне возможно воздействие этих духов на человеческую психику. Уж этого отрицать мы никак не можем. Я приводил уже мысль Антония Великого, что мы своими делами соединяемся или c духами злобы, или, напротив, отходим от них и тогда соединяемся с Богом. Соответствующее духовное состояние привлекает к себе этих духов, и бесовское воздействие, конечно, может иметь место; отрицать этот факт просто невозможно.

Ну и, наконец, последнее, на что я обратил бы внимание. Это то, что чаще всего встречается в современной научной литературе. Речь идет о так называемой генетической памяти. Многие педагоги указывают на то, насколько легче детей приучить к нормальному восприятию музыки. Они прямо говорят, что генетическая память у них еще не засорена всем тем, что исходит от современной музыки. Генетическая память - это факт. Психология говорят нам, что ни одно наше впечатление - ни внутренне, ни внешнее - не исчезает из нашей души. Каждый человек - это потрясающий компьютер, который записывает все до последней йоты. Вот я провел рукой - все это записано. Любая мыслишка, которая у меня возникает, - все записано. Почему предупреждают опытные люди о недопущении дурных мыслей: это падаль, которую вы закладываете в свое подполье, смотрите, чтобы потом она не отравила ваше сознание, вашу душу, вашу жизнь. У человека, кажется, все хорошо, - а он от тоски не знает куда деться

Но не исключено, что такая фиксация имеет место не только в индивидуальном сознании, вполне возможно, что эта скрытая информация передается из поколения в поколение, т.е. идет непрерывный вал информации. Каждый рождающийся как-то воспринимает весь предшествующий опыт человечества. Благо, что мы не можем его вскрыть. Там закрыто так основательно, на такие замки…Но иногда у человека вдруг что-то "просыпается" и он сам диву дается: откуда это? Например, это бывает в форме сновидения. Так вот, если генетическая память является фактом ( а пока наука об этом говорит, но неопровержимых доказательств тому нет), то тогда вообще удивляться нечему. Мы не знаем, почему вдруг у человека открывается "форточка", и он вдруг воспринимает познание, или чувства, или переживание какого-то далекого предка, как свои собственные, причем переживает как в том далеком прошлом.

Возвращаясь к теме перевоплощения, следует подчеркнуть, что Библия об этом не говорит ни слова. Более того, апостол Павел пишет: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд", т.е. Библия говорит противоположное. Никто из Отцов также не говорит об этом. 2000 лет ни один мистик, ни один святой никогда об этом не говорили.. Что это значит? А Исаак Сирин пишет: "Кто не старается здесь стяжать эту жизнь духовную в душе своей, да не обольщает себя тщетною надеждою". На V Вселенском соборе учение о метемпсихозе было осуждено. И вообще, я вам скажу, что учение о перевоплощении вносит лукавую мысль об откладывании дела спасения “на потом”: здесь, сейчас, я еще поживу, а потом, когда стану крокодилом, - очищусь от своих грехов. Мысль эта вполне соответствует нашей психологии.

Наконец, последнее. Каково происхождение этой идеи о перевоплощениях? Можно назвать несколько источников, но на один я хочу обратить особое внимание. Вы видели девочку, которая играет в куклы? Она ничего еще не знает о рождении ребенка и прочих вещах, но вы ее от этой куклы не оттянете. Заложено в природе. Так и в природе человеческой заложена интуиция, что Бог есть, Он должен явиться, мы должны Его увидеть, мы должны с Ним общаться. Вот это чувство, эта интуиция выражается в многоразличных, бесчисленных мифах. Как это возможно? Точно так же как возможна и девочка, ничего еще не знающая о реальном материнстве, но с таким вкусом изображающая все это в своих играх.


Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: