Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио




Елизавета Александрова

Окончившая Графический факультет Института им. И.Е.Репина в 1957 году, Елизавета Александрова принадлежит к стерлиговцам "первого призыва". Занятия под руководством мэтра стали определяющими для художницы. Многое в ее искусстве зиждется на философии Стерлигова, в частности, его ощущении присутствия "тайны", "антимира", "Зазеркалья", дающих неожиданный ракурс действительности. Однако глубокая преданность заветам Учителя не помешала Александровой утвердить себя как неповторимую и масштабную творческую личность. Для нее приоритетна не "теория", а поэтическая идея предмета, рождаемые им ассоциации: "Не подобие черемухи, а ее запах - нежный и прохладный". То есть не сам предмет, а цвето-пластический феномен, и видимый, и как бы мнящийся. Культивируя в себе "пограничные" состояния (на грани яви и сна), обостряющие эмоции, Александрова овладевает своей реальностью. Мотивы, предлагаемые художницей, словно постепенно распознаются нами как дремлющие в нашей памяти образы-завязи. Превозмогающие косность материи, они еще не могут оформиться в полной мере, лишь возникают, пребывая в стадии вечною становления. Воображаемое теснейше связано с чем-то очень знакомым, домашним. "Защищающий ангел" держит на ладони птицу, а рядом ним мирно соседствуют кошка и собака. Миф произрастает из реальности и глубоко укоренен в ней. Но пространство композиции - отлично от эмпирического, повседневно воспринимаемого. Оно не "исчисляется" какой-либо геометрией и часто гадательно, проблематично.
   Ближний план - уходит, дальний - выдвигается. Однако спутанность пространственных планов не устраняет образной сути мотивов, хотя я придает им подчас отстраненно-сновидческий характер. В видениях художницы античная мифология свободно переплетается с христианской. По убеждению Александровой, "природа, фауна, флора - языческая, она не тронута христианством. Поэтому там живут сатиры, лешие, русалки. Они беззащитны, и человек может их уничтожить, ибо любить, жалеть всё сущее (кроме себя) его не научили". Экология природы смыкается, таким образом, с экологией культуры. А подлинная культура преемственна. Многие композиции Александровой ("Благовещение", 1993; "Успение Богородицы", 1995) вызывают воспоминание о древнерусских фресках и тоскуют по стенам. Ее искусство питается обращением к изначальным семантически ёмким и универсальным символам нашей культуры. К архетипам, обладающим аурой "родных" ассоциаций. Монументальность языка - и обеспечивается вечностным содержанием этих архетипов, этих живых эйдосов. Пластические символы, в которых они зафиксированы, не становятся абстракцией, не иссыхают до чисто геометрических схем, а переживаются как нечто глубоко персональное, интимное. Общий миф становится мифом личным ("Ангел охраняющий", 1993; "Летающие люди", 1994). В "Распятии" 1996 года фигура Иисуса сливается с формой креста и пластически отождествляется с ним. Это - слияние "живого" и "геометрического", "единичного" и "общего", "личностного" и "родового". Изобразительная формула, улавливающая коллизию "одного" и "всех", в конечном счете - "телесного" и "духовного". Сам мотив Креста, многократно варьируемый художницей, выводит нас далеко за пределы чисто умозрительной идеи. Отвлеченная геометрическая форма наделяется экспрессией психологически содержательного жеста. Крест - истолковывается одновременно как символ и Смерти, и Жизни. Как животворящий Крест... Предполагающее глубокую сосредоточенность зрителя, созерцание работ художницы вознаграждает приобщением к сокровенным смыслам человеческого бытия.

Лев Мочалов

Работы художника находятся в собраниях:
- Государственная Третьяковская галерея, Москва;
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург;
- Ярославский художественный музей;
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга;
- Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург;
- Российская национальная библиотека, отдел эстампов, Санкт-Петербург;
- Музей современного духовного искусства, Коломна;
- Городской музей Сказок, Минтон, Германия.


Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: