Анатолий Александрович Киселев - замечательный
ленинградский-петербургский скульптор. Его монументальные и
монументально-декоративные произведения установлены во многих областях бывшего
Советского Союза и зарубежом (например, в городе Осака в Японии). Им созданы
фигуры для мемориалов в Олонце, Новой Ладоге, Кандалакше, декоративные
композиции, украшающие Кирово-Чепецк (фонтан "Слияние рек"), въездную площадь в
бывший Всесоюзный пионерский лагерь "Орленок", детские площадки в
Южно-Приморском и Приморском парке Победы в Санкт-Петербурге.
А.А.Киселев считает себя одним из учеников В.В.Стерлигова, обладавшего, как
говорит скульптор, "колоссальной духовно-нравственной культурой". Члены группы
В.В.Стерлигова, в которую с 1963 по 1973 год входил и А.А.Киселев, видели себя
продолжателями учения К.С.Малевича и занимались проблемами пластического
пространства, основанного на представлениях о мире, где основной линией является
не прямая, а кривая. В духе "стерлиговского" направления выполнены многие работы
А.А.Киселева, среди которых монументально-декоративная композиция "Костер",
станковые скульптуры "Балерина", "Росток", "Композиция с графикой" и другие.
Этот период жизни безусловно имеет огромное значение в творческом развитии
художника, однако самую широкую известность он приобрел благодаря получившим
массовое распространение произведениям из фарфора.
Пятнадцать
лет, с 1954 по 1969, А.А.Киселев работал на Ленинградском заводе фарфоровых
изделий. Тиражи его композиций доходили до 150 тысяч экземпляров. В 1960-е годы
интерьеры почти каждой квартиры были украшены яркими фарфоровыми фигурками
"Гуси-Лебеди", "Аленушка", "Царевна-лягушка". Композиция "Жар-птица" еще в 1958
году с нетиражной росписью была закуплена в США. И в настоящее время скульптор
продолжает работать в фарфоре, выполняет росписи, следуя традициям
"стерлиговской школы".
Марина Стекольникова