Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио




Александр Кожин

«Очевидное разделение нашего искусства не проистекает из дилеммы: конкретное – абстрактное, -- но из выбора между стремлением к трансцендентальному равновесию, основанному на разуме, или отказом от этого равновесия в пользу свободного выражения эмоций».

Своим профессиональным и жизненным становлением Кожин обязан встрече с Владимиром Васильевичем Стерлиговым, работавшим в 1920-е годы под руководством К.С.Малевича в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК). И хотя в сравнении с другими стерлиговцами  картины Кожина обнаруживают меньше точек соприкосновения с живописью учителя, а творческая практика в целом демонстрирует весьма радикальный выход за пределы «родовой» общности, значимость полученной «школы» представляется несомненной. У Кожина иное мироощущение (не лирическое, а эпическое), иные композиционные принципы (не центростремительные, а центробежные), иные пластические структуры (не чаша-купол, а решетка). Связь с учителем проходит глубже – на уровне проблематики, общих закономерностей художественного мышления, наконец, на уровне жизненных ценностей. Главным из усвоенных уроков можно считать отношение к искусству как к серьезному делу, требующему большой внутренней душевной работы.

Итак, опять порядка, основанный на числовой гармонии, на геометрических закономерностях равенства, подобия, симметрии, пропорциональности. Живопись Кожина имеет отношение и к бытию, и к сознанию. Художник предлагает упорядоченный и устойчивый образ реальности, одновременно демонстрируя приемы и процедуры такого упорядочивания – сумма, серия, ряд, комбинация, аналогия, тождество.

Стремясь представить целостность, не потеряв отдельных элементов, из которых она складывается, найти принцип связи единичного и общего, пытаясь нащупать возможность пластически наглядно – в самом «течении формы» (авторское определение) – выразить представление о бесконечности пространства и длительности времени, Кожин пришел к особой системе  организации картинной плоскости посредством решетки – регулярной структуры из прямоугольных (в большинстве – продольных, протяженных) или квадратных ячеек.

Решетка в произведениях Кожина символизирует идею мирового порядка, свидетельствует о разумности мироздания. Она универсальна – некая вселенская масштабная сетка, но – не тотальна, не губительна. Решетка – способ организации, а не уничтожения или подавления.

В середине 1990-х годов с решеткой в творчестве Кожина происходят еще более знаменательные изменения. Из структуры изображенной она превращается в реальную, теряя при этом ряд своих прежних качеств и обретая новые. Теперь решетка оказывается сеткой – настоящей, сплетенной из тонких веревок. Сохраняя регулярную основу, сетка допускает «отклонения от правил». Образующие ее тонкие нити колеблются и не дают ровных линий. Ритм ячеек – похожих, но не идентичных, -- чуть сбит, их зыбкие границы искривлены, концы образующих сетку бечевок, оставлены свободными (живыми!), и вся конструкция находится в неустойчивом равновесии, имея потенциал движения и изменения. «Мягкой геометрией» назвал свой метод художник, фиксируя взаимопорождающую зависимость материала и смысла, техники и концепции. Способ заполнения сетки усиливает впечатление. Нанесенная поверх нее «бумажная масса» измята, изломана, образует добавочные грани и извилины, умножая колебания поверхности. Изображенные криволинейные, эллипсоидные формы резко сдвинуты к краю, фрагментарны, ассиметричны, бесплотны (след? тень? отражение?) – словно случайно попали в поле зрения.

В геометрии числа скрыты за отношениями линий, отрезков, площадей. Александру Кожину как художнику захотелось сделать их видимыми. Так в его искусство пришли цифры – знаки чисел. Кожин вырезает их из календарей и газет, журналов и книг и сплошь заполняет поверхности своих решеток и сеток. Ведь цифра универсальна, именно формирует образ современного мира, в котором любая информация может быть записана цифровым способом.

В сознании Кожина цифра прежде всего связана с образом времени. Не случайно она пришла в его творчество из календарей и впервые была использована в композициях одноименного цикла. Здесь встретились решетка и цифра – пространство и время.

 Из статьи «Пифагорейские гармонии». Ирина Карасик


Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: