Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск
Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио


ФОРПОСТ РУССКОЙ ФОТОГРАФИИ - кураторский проект Музея Органической Культуры

[23.03.2012]


«На кону, в игре, en jeu - место реальности, вопрос ее степени. Вероятно, нет ничего удивительного в том, что фотография возникла в качестве технологического посредника в индустриальную эру, когда реальность начала исчезать <…>. Реальность сумела мутировать в образ» (Жан Бодрийяр).

Эта замена реальности образом – одна из важных особенностей арт-фотографии, особенно в России, затем в Советском Союзе, а потом – снова в России. По сути, она сыграла злую шутку с развитием этого искусства в нашей стране – на протяжении почти 60-ти лет (с 1930-х по 1990-е) фотография с ее заменой реальности образом вообще не была признаваема как искусство. Как идеологический инструмент манипулирования? Да. Как констатация того, что в стране стало жить лучше, стало жить веселее? Безусловно. «Советский репортаж» был самым документальным, самым объективным. Но о творчестве речь здесь и не шла. Во главу угла ставилось «четкое представление социальной цели и «идеи» снимка». Фотография перешла в ранг политики. Точкой отсчета (причем обратного отсчета), после которой о художественной фотографии предпочитали не вспоминать, стала выставка «Мастера советской фотографии» в 1935 году. Там помпезно, правда, немного пожурив, премировали работы А.Гринберга – но вскоре он был осужден на пять лет. Посадили и Василия Улитина. Некоторые фотографы эмигрировали. Их имена были забыты на долгое время.
Конечно, это была общая ситуация, связанная с культурой и искусством в СССР. Партия и правительство активно интересовались этой сферой деятельности, и в фокус их цензурных интересов попадали музыка, живопись, и уж конечно, литература и театр. Но ни в одном из этих искусств не было НАСТОЛЬКО поставлено под сомнение право художника на творческую субъективную природу, на право мастера по-своему видеть и запечатлевать мир.
Несмотря на это, художественная фотография в СССР была, она развивалась не только в магистральном – разрешенном властями – русле. Пусть и оттесненная на периферию, не замечаемая теоретиками и критиками, преследуемая властями, художественная фотография жила по своим законам, отрабатывала свою программу развития, сохраняла свой генный код – и свое право преображать реальность в художественный образ.

ЦЕЛЬ ВЫСТАВКИ – показать историю развития русской фотографии, которая – на первый взгляд – выглядит дискретной, прерывистой, когда одно явление как будто не связано с другим, а история кажется оторванной от современной фотографии. Но это только на первый взгляд. Даже в самые тяжелые годы традиции художественной фотографии - что называется из рук в руки – сохранялись и передавались. Несмотря на то, что выставка 1935-го поставила – казалось бы - все точки над i, когда о тех самых «мастерах советской фотографии», которыми восторгались и в России, и на Западе, основательно забыли, в СССР в начале 1960-х стали появляться фотоклубы. Их было несколько десятков – если не сотен – в разных городах и республиках. В работе фотоклубов участвовали не профессионалы, а любители. И это позволило уйти от многих – обязательных для профессионалов - шаблонов советского фотографического соцреализма. Но в гораздо большей степени этому способствовали отцы-основатели клубов – например, А. Хлебников, Г. Сошальский, организовавшие самый популярный советский фотоклуб «Новатор». Туда же вошел и осужденный в 30-е В. Улитин. Общаясь с такими мэтрами, молодежь на практике постигала практические приемы и теоретические разработки художественного фотоснимка.
Не замер пульс жизни арт-фотографии и в тяжелые для страны 90-е, когда с компенсированными за годы опущенного железного занавеса объемом и мощью в страну хлынули ценности Запада, оказавшиеся не всегда ценными.
Увидеть биение этого пульса – мощного в конце 19-го – начале 20-го веков, почти замершего в середине 20-го века, и учащенно-прерывистого в конце 90-х и в наше время, - увидеть и проследить генный код русской фотографии, показать работы тех, кто всегда был на переднем крае русской художественной фотографии - в этом и состоит задача выставки «Форпост русской фотографии».

На выставке представлены более 200 работ фотографов : В. Сокорнова, В.Улитина, А.Хлебникова, Г.Сошальского, Ю.Роста, И.Пальмина, Г.Колосова, Г.Лукьяновой, Л.Таболиной, С.Чабуткина, А. Китаева, А.Слюсарева, Э.Ниязова, А.Викторова, В.Буйвид, М. Голосовского, А.Васильева, А.Фурсова, М.Дашевского, А.Войтенко, И. Стин и А.Фирсова, А.Чежина, В.Самарина.
К открытию выставки выпущены два фотоальбома – «Форпост» и «Форпост-2», в которых представлены работы участников выставки.

Выставочный и кураторский проект Музея Органической культуры представлен в Галерее классической фотографии
с 20 апреля по 20 мая 2012 года
и будет доступен в режиме работы Галереи
(среда-воскресенье, с 12.00 до 21.00) по адресу:
г. Москва, Саввинская набережная, дом 23, корп. 1

Аккредитация прессы и дополнительная информация
тел. +7 903 109 42 42, e-mail: info@museumart.ru www.museumart.ru

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001206834031 (Поддержите наших авторов)
Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряRambler's Top100Рейтинг@Mail.ru
http://www.saints.ruhttp://www.museumarts.ru