Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск
Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио


В Эрмитаже не нашли экстремизма...

[08.12.2012]

"Мы твердо считали и считаем, что музей является тем учреждением, которое вправе решать, что является искусством и что ему следует выставлять. Вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром... директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:


По просьбе "РГ" комментирует происходящее директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:
Сегодня в день святой Екатерины, который считается у нас днем рождения Эрмитажа, я в качестве директора делал большой доклад и дал большую пресс-конференцию об итогах работы Эрмитажа в этом году. В качестве курьеза, отражающего крайне низкий культурный уровень, существующий в нашей стране, а также расцвет доносных настроений в нашем обществе, я привел пример с выставкой братьев Чепменов.

Братья Чепмены - выдающиеся художники мирового класса - выставили в Эрмитаже свою знаменитую работу "Конец веселья" (впервые в музейном пространстве). Выставка очень жесткая, носящая подчеркнуто антинацистский характер и восходящая к традиции изображения Страшного суда в мировом искусстве. Само собой разумеется, что такая выставка далеко не всем нравится. Но речь о другом. Прокуратора города Ленинграда (извините, оговорка не случайная) получила несколько десятков писем, почти идентичных по тексту, в которых требуют призвать к ответу Эрмитаж (и, в частности, и меня) за экстремистскую деятельность, скажем так. Знаком экстремизма является то, что у Чепменов изображено распятие на кресте клоуна Макдональдса и плюшевых мишек. Авторы писем считают это оскорблением всем христианам, поклоняющимся кресту.

Не буду объяснять, что даже с богословской точки зрения это несерьезные рассуждения. Прокуратура Центрального района Петербурга приняла эту жалобу к рассмотрению, ознакомилась с выставкой, выслушала профессиональные объяснения о современном искусстве и символике креста и свастики, еще раз побеседовала с организаторами выставки и предварительно не усмотрела в наших действиях признаков экстремизма. Параллельно я направил письмо прокурору города с просьбой провести расследование по вопросу деятельности людей, в массовом порядке препятствующих нормальной деятельности как музея, так и прокуратуры. Пока ответа нет.

Мы твердо считали и считаем, что музей является тем учреждением, которое вправе решать, что является искусством и что ему следует выставлять. Вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром.

Но дело опять-таки не только в этом. Будь это так, сюжет не упоминался бы в моем докладе. Важно другое. В интернете существует сайт, который содержит образец заявления в прокуратуру против выставки Чепменов. По этому образцу были написаны все посланные в прокуратуру письма. А в связи с заключением районной прокуратуры на том же сайте опубликована пошаговая инструкция, как направить обращение к прокурору Петербурга - с подробными ссылками на тексты, которые должны там содержаться.

Вот это уже становится интересным, и именно поэтому я обратил внимание на этот курьезный сюжет как сотрудников Эрмитажа, так петербургских журналистов. Мы все хорошо помним о роли "общества" в репрессиях в нашей стране. Сначала следует "возмущение общественности", которая обращается одновременно в прессу и прокуратуру, затем статья, а потом все остальное. Я ровесник истории с Иосифом Бродским, "возмущения общественности" и статьи "Окололитературный трутень".

Тут, как всегда, трагедия повторяется как фарс. Я повторяю, что музеи, показывающие признанных мастеров мировой живописи, не должны бояться того, что каждый может натравливать на них прокуратуру. В этой ситуации мы имеем право требовать от прокуратуры защиты нашей чести и достоинства от каждого, кто может на них покушаться. Я сказал также на пресс-конференции, что мы думаем о проведении научной конференции, посвященной проблеме провокации и кощунства в мировом искусстве, к которой мы привлечем не маргиналов, а серьезных историков, богословов, искусствоведов, юристов и нормально мыслящих людей. Полагаю, что наше общество крайне в этом нуждается.

Что же касается до самой выставки, которую заявители, вероятнее всего, не видели, то она сделана в эрмитажной традиции разговора о современном искусстве и помещает работы знаменитых братьев Чепменов в исторический контекст рядом с гравюрами Гойи и средневековыми орудиями пыток. Всякому человеку, интересующемуся искусством, понятно, что братья Чепмены с современной резкостью и провокационностью продолжают традиции мирового искусства: "Ада" Босха, "Ужасов войны" Гойи, многочисленных "Страшных Судов". Эти традиции они преломляют через опыт ХХ века. Символы массовой культуры, повешенные на традиционном орудии древней казни, служат напоминанием о том, что однажды пережитые ужасы могут повториться.

Мое предисловие к каталогу этой выставки называется "Так шутят после Освенцима". После Освенцима искусство становится действительно очень жестким, и это не совсем его вина. Современное искусство широко пользуется приемом провокации, и здесь очень важно понимать разницу между художественной провокацией и провокацией нехудожественной. Когда художественная провокация становится политической или кощунственной, она перестает быть искусством. Но грань эта достаточно сложно определима, и как раз музеи могут судить об этом и выступать с экспертным мнением относительно художественности того или иного произведения современного искусства. Наиболее важным представляется мне то, что судить должны профессионалы, а не маргиналы.

"Российская газета" - www.rg.ru

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001206834031 (Поддержите наших авторов)
Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряRambler's Top100Рейтинг@Mail.ru
http://www.saints.ruhttp://www.museumarts.ru