Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.

Диктор: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире «Время культуры» и сегодня мы представляем вашему вниманию новый цикл программ об искусстве на основе лекции на тему «Органическая культура. Михаил Матюшин, ученики и последователи». Читает лекцию старший научный сотрудник Государственного Русского Музея, куратор выставок Людмила Новомировна Вострецова. Лекция состоялась в Государственной Третьяковской галереи в декабре 2014 года в рамках специальной образовательной программы «Энциклопедии русского авангарда». Из лекции Людмилы Вострецовой вы узнаете о жизни и творчестве одного из основателей органического направления в русском искусстве, художнике, философе и композиторе Михаиле Матюшине, а также о его супруге поэте и художнике Елене Гуро, о созданном ими Союзе молодежи и об их совместной работе над изучением цвета и формы. В первой части лекции об органической культуре Людмила Вострецова расскажет об истории возникновения понятия и его основных положениях, кратко коснется судьбы Михаила Матюшина и Елены, предложит поразмышлять над проблемами, с которыми столкнулось искусство в первой четверти 20 века.

Людмила Вострецова: Я хочу начать с цитаты Бердяева, всем, наверное, известной, это была публичная лекция, которую он прочитал в Москве в 1917 году. Бердяев свою статью «Кризис искусства» начинает словами: «Много кризисов искусство пережило за свою историю, переходов от античности к Средневековью, от Средневековья к Возрождению ознаменовались такими глубокими кризисами. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху не может быть быть кризисом в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классического искусства, чувствуется, что нет возврата к его образам. Искусство судорожно стремится выйти за свои пределы. Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого, от искусства вообще, того, что уже не искусства, того, что выше или ниже него. Никогда еще так остро не стояла проблема искусства и жизни. Творчества и Бытия. Никогда еще не было такой жажды перейти от творчества произведения искусства к творчеству жизни и к самой жизни. Действительно, Бердяев был прав. Но это уже 17й год, первая четверть, начало 20го века. Действительно, это время художественной революции в русском искусстве. Изменения эти коснулись вообще всех сторон культуры. Это и философия, это и литература, изобразительное искусство, то музыка, как таковая. И все естественные науки. Об этих преображениях вы все хорошо знаете. Это и Теория Эйнштейна, которая искривила пространства. И Геометрия Римана и Лобачевского, где вместо одних прямых стали одни кривые линии. Это и принципы неопределенности, которые Физика определила: дуалистичность мелких частиц и еще не было там совсем уж частиц, еще на кварки не делили. Но тем не менее, сама материя начала с одной стороны рассыпаться на свои составные части. И конечно, художники, не вникая глубоко, да и не имея такой возможности — вникнуть в во все математические и физические формулы и представления, они воспринимали вот этот сдвиг, который произошел в культуре и науке. Они воспринимали, естественно, по-своему, и стала задача, как пластическими средствами отразить вот то новое представление о мире. «А как выразить скорость?» - футуризм шествует по Европе в начале 10-х годов. «Как разложить предмет, заглянуть к нему внутрь?» - кубизм начинает рассекать, сдвигать, поворачивать предметы. Возникают новые предпосылки и глубокие изучения психологии человека и физиологии человека. Это тоже все начало двадцатого века. И, конечно, в котле таком творческом, философском и психологическом, искусство начинает пробовать самые разные методы. Бердяев, все-таки, мне кажется, вслед за художниками. Хоть он и философ, мне кажется, он все-таки обобщает. Статью о Пикассо он пишет в этот же период, в это же время и заканчивает словами: «Пикассо — это не начало нового искусства, а это завершение старого». Хотя вся современная ему литература и многие художники говорили, что Пикассо — это начало, это новый шаг, это продвижение. Но Пикассо не оторвался от предмета. Он расчленяет предмет на части. И собирает его снова. Поэтому с этой точки зрения он абсолютно традиционен, потому что он держится за предмет. Ну и возникает абстрактное искусство, которое не нуждается в предмете, а нуждается скорее в таком психологическом осмыслении действительности. И у него свой путь у этого искусства, и возникает новое направление, которое ( в 1911-м году прозвучало это слово в работе Филонова «Канон и закон») направление, которое получает название «Органика», «Органическое искусство». И пафос этой статьи «Канон и закон», формула, которую он вывел, это организм против механизма. Он говорит: «надо искать новые выходы вот из этой системы». Это статья, которая была написана Филоновым вместе с Матюшиным, она заканчивалась записью, где было написано, что эту статью совместно с Филоновым написал Матюшин, прочитана она была Филоновым. И Филонов удостоверил, что все так и есть. И дальше подпись Филонова стояла. Собственно говоря, вот начинаются поиски совершенно другого направления в искусстве, поиски выхода из этого кризиса, которое действительно искусство и культура переживало. Органическое направление развивалось в таком едином духовном пространстве, прежде всего, в искусстве 20-го века. Оно было очень... Представители этого направления было связаны тесно с философскими идеями, учениями научными этого времени. Художники, философы, литераторы, в конце концов, они воспринимали мир как органическое целое, единое и неделимое структура, в которой царят закон, порядок и (самое главное слово, которое они произносили, это было слово) становление. То есть, мир в становлении. Мир постоянно зарождающийся, обновляющийся, открывающийся. И вот уловить вот эти формы мира и не копировать их, а жить как бы внутри, изнутри этой формы, жить вместе с природой (потому что прежде всего это разговор о природе), и проникнуть в глубь вот эти законов органики — это была цель теоретическая. Осуществить или не осуществить ее сказать довольно сложно, потому что всегда все манифесты (их было много в эпоху авангарда), они всегда обещают больше, рекламируют больше и шире, чем это можно было потом выразить в силу условности того или иного вида искусства. То, что можно сказать словом, что можно долго объяснять, это всегда гораздо сложнее выразить в изобразительном ряду. Может быть побольше можно выразить в музыке, поскольку она тоже развивается во времени. Может быть побольше и в литературе создать образ через не просто слово, а через звукоряд, как тогда это звучало, и искали создания образа до слова, создания звукоряда. В изобразительном искусстве, конечно, всегда немножко все сложнее. Органика старалась увидеть невидимое. Неслучайно, Евгений Александрович Ковтун, который много писал о Филонове и Матюшине назвал вслед за поэтом Заболоцким — очевидцем незримого. Очевидцы незримого, вот очевидцами невидимого становятся художники. Главное в методе художников органической культуры — это внимательное наблюдение. В этом, казалось бы, нет ничего сложного — сиди и смотри. Сиди и смотри, но все-таки постарайся и проникнуть. Нет никаких априорных формул. Нет канона, как говорил Филонов, «канон предвзятое, заранее созданное, предопределенное изображение природы, того, что ты видишь на листе бумаги». Но есть Закон. Есть Закон, по которому развивается природа, который ты должен постичь. И каждый раз не предвзято, изнутри, попытаться вывести какое-то свое новое вот такое формообразование в своей работе, которое связано, действительно, закономерностями формообразования в природе. Художники органического направления считали, что их творчество — это продолжение творчества природы и ели уж обобщать дальше. То и творчество Бога. Неслучайно, это было так тесно связано с философскорелигиозным направлением в это время. Конечно, эти представления о мире как единого неделимого мира, эти представления не новы. Эти представления не новы. И начиная с древних философов, и с Платона, и с Плотина, учения о патристике об этом говорят, Григорий Богослов, например, пишет, что у него это онтологический принцип, что Вселенная и Природа связана воедино, все это единое целое. Органическое направление, Органика, органическая теория, она, можно сказать, расцвела в романтическую эпоху, в философии 19го века. Фридрих Шеллинг, например, рассматривал природу как бесконечно разветвляющийся организм и внутренние силы которого определяют развитие различных его частей. И все они, эти различные части, это все равно части одного организма, они все равно входят вот такими частичками в единое целое. Путем комбинаций, путем всевозможных превращений вот этих внешних проявлений природы, выявляется это все во внешних проявлениях природы. И любопытно, что вот здесь возникает проблема связи органического и неорганического. Это звучит уже в начале 19-го века у немецких философов романтиков, что источником этого процесса является мировая душа, которая оживляет всю природу. И резкой грани, разделяющей живого от неживого, органического от неорганического, они не усматривали. Фридрих Шлегель, философ и его брат Август Вильгельм, знаменитый немецкий поэт этого же периода. Они говорили, что существует.. они пытались найти такой новый эстетический идеал, универсальную поэзию, универсальную культуру, которая бы преобразовала, эстетически преобразовала весь окружающий их мир. Вот это образовательное начало, это стремление мир переделать, мир сделать лучше, мир сделать более цельным — это все начинает звучать очень активно в начале 19го века. Но когда это начинают осмысливать и художники, и поэты, и философы-художники в начале 19го века, конечно, все это воедино начинает сливаться: и искусство, и философия, и наука, и религия. То есть, это всегда возникает вот такой мощный куст и Шлегели говорили вообще, что они возвращаются к первобытному началу, к мифологии, когда вот это все в мире было неразделимо и едино. Конечно, целостность миропонимания и поиски единых законов, которые объединяют и человека, и природу, и все мироздание, стали обращаться и русские философы начала 20-го века. И вот здесь на рубеже 19го и 20го века, здесь и возник этот довольно любопытный узел. Здесь надо сказать и о Павле Флоренском, о котором художники много читали, беседовали, разговаривали. Здесь Лев Карсавин, Владимир Соловьев... Николай Лосский опубликовал работу в 17-м году, которая называлась «Мир как органическое целое». Вот «мир как органическое целое» - это можно сказать, лозунг искусства этого направления. Это нельзя назвать школой, это нельзя назвать каким-то «-измом» как тогда говорили. Кубизм, футуризм и так далее. Это мировоззренческая позиция. И именно в силу того, что эта позиция мировоззренческая, она давала и продолжает давать очень много вариантов выхода на решение вот этой проблемы, поиска цельного мироощущения. Философы говорили, и это действительно так, что единство природы — это не изобретение философов, а это свойство самой природы. Поэтому это и не идея в человеческом плане, это присуще, перманентно самой природе, самому миру. Художнику такой мир доступен в созерцании, наблюдении и самое главное — интуиция. Интуиция, которая очень част для художника является таким движущим толчком, движущим моментом для создания какого-то своего представления и выражения вот этого вот единства. И целостного мировоззрения такого направления органического, оно предполагает синтез, не только человека и природы, но и науки и искусства. Это изначально было положено в это направление. Искусство рассматривается как составная часть мировосприятия, как составная часть мировоззрения. Все крупные представители авангарда мечтали о переустройстве мира. Знаете, все искали какие-то выходы вот из этого кризиса. И Малевич, который оторвался от земли и начал строить свою вселенную, как творец, как демиург создавая свой собственный мир. Один из таких ярких представителей такого действа. Парадоксы, которые встречались в науке, художники пытались их как-то постичь. Ключевыми фигурами органического направления России были Матюшин, Михаил Васильевич Матюшин. Он был музыкант, философ, художник, теоретик искусства. Видите, сразу сколько много в его биографии поворотов и поисков, несколько его жизненных стезей, по которым он шел. Он был скрипичный мастер, он был скрипач по образованию. Он был издателем. Известное всем издательство «журавль», которое он организовал вместе с Еленой Гуро, издавало все книги футуристов того времени в Петербурге. Он был педагогом. Педагогом, как музыкант, для заработков, и педагогом, преподавателем в Академии художеств. И ведущим в лаборатории органической культуры в государственном институте художественной культуры, с 23го по 26 год. 26-й год - у нас граница вообще всех изысканий вообще, потому что институт художественной культуры, музеи художественной культуры, которые образовались в 19м году в Москве и в Петербурге. В Петербурге превратились вот в такой крупный исследовательский институт. И по статье в газете «Известия», которая называлась «Монастырь на госдотации» 26-го года институт был закрыт. Серый — так по-русски звучала эта фамилия, он так и подписывался Серый. Вот человек с такой фамилией выступил.. политический донос по сути написал, и в 26-м году эта вся исследовательская структура была закрыта. Когда мы говорим о 32-м годе, мы говорим, что вот скрутили руки, образовали союз, сначала писателей, потом художников. И вот все это началось гораздо раньше. С изобразительном искусством еще в 26-м. В эти же годы были выпущены всевозможные документы по...Уголовная ответственность за комплектование библиотек, например, это было в первой половине 20-х годов, было такое постановление. Так что это все у нас уничтожалось и прижималось в общем, довольно рано. Жена Михаила Матюшина, Елена Гуро, она была поэтом и художником. При чем когда говорят о поэтах и художниках начала века, 20-х годов, второй половины 10-х, обычно уходят из изобразительного искусства в поэзию. Гуро в поэзию пришла из изобразительного искусства. Она сначала начала публиковаться как писатель. Как писатель уже в 1909 году у нее вышли ее первые рассказы для детей. Потом вышли небольшие сказки Жорж Санд, «Бабушкины сказки» с ее первыми иллюстрациями, в том же 1909-м году, и затем Гуро начинает учиться изобразительному искусству в различных студиях в Петербурге. Но собственно не в различных, их было: Общество поощрения художеств, Студия у Цианглинского, мастерская, и студия Званцевой, две очень известных в Петербурге студии, через которые прошли практически все художники, которые жили в то время в Петербурге. Они начинали в этих студиях очень часто. И не всегда потом получали профессиональное образование Академии художеств. В 1910-м году Михаил Матюшин и Елена Гуро образовали общество, которое называлось «Союз молодежи». О нем тоже сейчас много говорят. Там масса имен, о которых почти ничего неизвестно. Но вот сейчас пока мы создавали Энциклопедию Русского Авангарда какая-то часть имен всплыла, из архивов зарубежных очень много помогали, спасибо нашим исследователям и коллегам зарубежом. Зарубежом там например, если это Соединенные штаты Америки, то там целые институты работают. А вот попасть в архивы Молдавии, это был вот просто подвиг нашей коллеги, Ирины Арской, которая раскапывала там какие-то документы художников, о которых в принципе ничего не было известно. Союз молодежи подразумевал объединение не по возрасту, а по живым и свежим идеям. Поэтому Матюшин, которому к 11-му году было 50 лет почти, конечно, тоже мог совершенно спокойно себя причислить к этому поколению, вернее к группе новаторов и изобретателей вместе с Еленой Гуро. Одним из членов учредителей был и Павел Николаевич Филонов. С этим объединением была связана группа молодых поэтов, вот тут уж действительно молодых и дерзких. Они называли себя Гилея — это был Хлебников, Маяковский, Крученых, Лившиц. То есть, как раз вот все-все бунтари в литературе начала 20-го века.

Диктор: Продолжение лекции Людмилы Вострецовой об Органической культуре и Михаиле Матюшине слушайте ровно через неделю в это же время. Программа «Время культуры» подошла к концу! До встречи на лекции об искусстве!

Композитор Галина Уствольская
Людмила Улицкая - "Лестница Якова"
Московская международная биеннале 2016
К 130-летию Велимира Хлебникова «Мир и остальное»
Этномифологическая сюита “Дети Выдры”. Композитор Владимира Мартынов. На основе двух «сверхповестей» Велемира Хлебникова: «Дети выдры» и «Сангези».
Художник Евгений Ревяков
Выставка графики Кизимира Малевича и художников его круга - Третьяковская галерея на Крымском валу
Художник Эдвард Беккерман "За пределами снов"
Репортаж с акции "Возвращение имен"
"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".
Выставка Валентина Серова в Третьяковской галереи
Эксклюзивное интервью с писательницей Светланой Алексиевич. Нобелевская премия 2015
6-я Московская биеннале современного искусства.
Андрей Красулин и Дмитрий Ракитин - "Рыцари служения делу искусства".
Караваджо и последователи
Художник Дмитрий Гутов
Художник Павел Кузнецов «Сны наяву»
Художник Вадим Воинов
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 3
Галина Маникова «ГЛАЗ ГЛЯДИ»
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 2
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 1
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 2
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 1
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 2.
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 1
Выставка «TobeUs. 100 людей – 100 идей»
Музей современного искусства "Гараж"
Скульптор Александр Колдер
Симпозиум "Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры" В Нижнем Новгороде.
Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума /2
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума/1
Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.
Фотограф Сергей Челноков
Художник Владимир Немухин
Художник Михай Мункачи
Выставка номинантов премии "Инновация" В ГЦСИ.
Выставка "ТАФ-АРТ. Форма. Слово. Пространство" в галерее "Беляево" в Москве
Художник Никита Алексеев
С Еленой Камбуровой говорит - поэт Раиса Ипатова
Святослав Рихтер
Выставка «Шнитке / Schnittke» в Москве
«Гараж» - "Грамматика свободы. Пять уроков"
Художник Константин Батынков - "PROКосмос"
Выставка «Возможность полета» - ГЦСИ
Художник Алексей Ланцев
Mikhail Grobman. Tekstilschiki. 1960 s. "Барбарис", Ирина Тарханова
Архитектор Федор Шехтель
Интервью с Ириной Прохоровой о современной культуре
Памяти Елены Образцовой
Поэт Ника Турбина - вечер памяти в Москве
Художник Пауль Клее в Москве в ГМИИ им. Пушкина
Художник Маруся Соловьева
Художник Владимир Яковлев
IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг
Интервью с художником Владиславом Татариновым
Художник Андрей Красулин «Место присутствия»
Памяти Людмилы Швецовой
"Николай Иванович Бодрягин и его ученики"
Вячеслав Колейчук
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 2
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 1
Художник Геннадий Зубков
Памяти Юрия Любимова
Владимир Стерлигов - "Геометрия природы Стерлигова"
Коллекционер Михаил Алшибая
Фестиваль FIAMP в Москве
Художник Александр Носов
Художник Ирина Нахова
Эрик Булатов "ЖИВУ-ВИЖУ"
Вера Коняшова-«Акт конструкции»
"Взгляни в глаза войны"-выставка
Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ
Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Коломенский пленэр обошелся без конкурса
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 2
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 1
Коломенский пленэр. Часть 2
Коломенский пленэр. Часть 1
Художник Валентин Юшкевич
«Манифеста 10». Часть 2
«Манифеста 10». Часть 1
Фотохудожник Петр Ловыгин
Цифровые приемы и ограничения
Фестиваль театров малых городов России
В защиту Шуховской башни
Волшебный мир хорватского наива
Игорь Пальмин - архитектура и фотография
Оживший русский авангард
«Форпост военных корреспондентов»-2
«Форпост военных корреспондентов»-1
Цикл лекций Марины Калашниковой в ГЦСИ
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 2.
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 1.
Арно Рафаэль Минккинен - «Ретроспектива»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова - «Ре-Конструкции»
Виктор Тимофеев - «Мартовские… иды…»
«Абакумовские чтения»
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка»
Ирина Корина и Дмитрий Гутов - «Фотобиеннале-2014»
Алла Урбан, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина
Владимир Мартынов-«Проект Музыкального Ковчега»
ГЦСИ-«Пространство LICIDA»
Культурный обмен по следам Абакумова
Николай Рахманов-«Алмазная фототека»

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: