Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио
Архив mp3
Архив mp3

"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".

Cегодня в нашей программы речь пойдет о международном фестивале с необычным названием. «Видеть звук» - так озаглавил Государственный центр современного искусства свой новый проект, который проходит в рамках параллельной программы Шестой Московской биеннале.

В 2014 году наша программа рассказывала вам, дорогие слушатели, о совместном проекте Государственного центра современного искусства и международного фестиваля «TodaysArt». Тогда родившийся в Москве фестиваль назвали «Пространство Lucida», он был посвящен художественному осмыслению феномена света. В этот раз интерес международной команды организаторов привлек звук и его взаимодействие со светом. Основная выставка фестиваля так и названа - «Диалоги света и звука». На ней представлены работы современных художников из разных стран. Всего в главном зале ГЦСИ сейчас находится 12 произведений. Среди них аудиовизуальные инсталляции, арт-объекты и видео. Нескончаемое взаимодействие и взаимное проникновение света и звука одновременно воздействует на все органы чувств посетителей выставки. При этом зрители невольно дополняют экспозицию и сами становятся одним из экспонатов, считает голландский куратор выставки, директор TodaysArt — Олоф ван Винден.

Олоф ван Винден : На самом деле мне кажется одним из главных экспонатов этой выставки  - зрители, потому что они пришли сюда, они создают шум при помощи своих гаджетов, телефонов, они делают фотографии, какие-то звонки и прочие шумы, и это все превращается в одну большую работу. И мне кажется, как раз это такой интересный момент этой выставки. Потому что несмотря на то, что здесь есть художественные работы, зрители как бы дополняют ее, создают сами вот это вот большое звуковое художественное пространство.

RADIO BLAGO : На выставке «Диалоги света и звука» в ГЦСИ собраны работы актуальных художников из Великобритании, Франции, Нидерландов, США, Южной Кореи и других стран мира. В отличие от прошлого года, в основном проекте не принимают участия местные российские авторы. Но их работы можно увидеть на других выставках фестиваля в галерее «На Каширке», «Беляево», «Ходынка» и других пространствах объединения «Выставочные залы Москвы». Олоф ван Винден рассказал нашему корреспонденту, почему в этот раз таким образом построена экспозиция.

Олоф ван Винден : Вообще, в основу всех наших выставок, которые мы делаем здесь, лежит непосредственно этот диалог между местными художниками и международными художниками. И на самом деле действительно, здесь сейчас представлено большое количество международных художников, но у нас также есть огромное количество художников и местных, которые участвуют на других выставках в галереях московских выставочных залов.  Вообще сама идея выбора художников была сделана нами TodaysArt совместно с ГЦСИ, мы придумывали этот шорт-лист, мы составляли это все вместе.

Мне интересно показывать, находить этих молодых талантов и здесь. Потому что потом мы как TodaysArt можем представить их работы, как и в Нидерландах, но также и в других странах, с которыми мы сотрудничаем. Но и также мы преследуем некую идею вдохновения, мы пытаемся вдохновить местных художников на какие-то новые творческие эксперименты, какие-то новые творческие поиски, показывая работы из Нидерландов и других стран. И мне кажется, сегодня это невероятно важно, учитывая, что мы живем в довольно непростом мире. Он довольно непрост, как и политически, так и социально, экономически. И искусство в этом плане объединяет всех нас. Устраивает этот диалог между культурами. И мне кажется, это как раз такое основное ядро наших проектов.

RADIO BLAGO : Куратор фестиваля «Видеть звук» в Москве, известный искусствовед и сотрудник ГЦСИ Виталий Пацюков считает, что художники проекта, «обнаруживают уникальные состояния, способные раскрываться, органично втягивая нас в свои сущностные проявления, продолжая нашу телесность во внешний мир, который уже перестает быть внешним» (конец цитаты). Он подробно рассказал нашей программе, на какие именно работы следует обратить внимание при знакомстве с экспозицией.

Виталий Пацюков:   Действительно, один из сильных образов здесь, принадлежавший француженке Элис Морен. Она создала своеобразного кита из разрушенных компакт-дисков. Компакт-диски, прослужившие уже свой срок культурной памяти и потерявшие свою память. Также как и мы часто теряем свою память.

Образ кита это и есть образ, который попал.. Иона попал и он собственно вылезает из этого кита, как новая память, где память всегда должна быть, всегда существовать. И несмотря на все формы уничтожения, она должна жить. И вот эти разрушенные компакт-диски свидетельствуют, что мы утрачиваем память, но она вновь возрождается каждый раз. И образ кита, который появляется в нашей истории, в Ветхом завете, Новом завете. И образ кита — он будет жить всегда. И вот это состояние наших тревог, наших надежд, нашей трагедии так или иначе реализуется через форму культуры, культура дает возможность спасти нас. И культура, собственно, это и есть одна из форм религиозного сознания.

Отметить можно Иржи Суханока, это художник из Чехии. Художник, который с помощью воздействия звуковых волн на воду поднимает также некую память воды, память воды, которая возникает через какие-то формы энергии, и она выявляет световые состояния нашей памяти. Где свет, используя свет, живущий в пузырьках воды, формирующий звуком световые эффекты, он говорит о том, что так или иначе вот это световое состояние он и есть некий каминчик, некий огонек, вокруг которого мы всегда сами существовали, которого можно объединиться и снова пережить тот покой, который достигается только путем каких-то форм, этических форм. И порой там вторгается такая прямая линия, красная линия, как голоса неких директивных указаний. Когда все-таки указания лишают нас возможности естественного существования. И вот эта связь как бы гармонического состояния, нашего погружения в реальность, и внешней какой-то формы возникает, создает конфликтную ситуацию, но при этом конфликт каждый раз снимается за счет именно естественного поведения человека, когда человек вводит сам этическое начало в свое существование.

И еще я бы сказал — Нача Румис и Томила Ранта — это испанская команда, это группа Витамин, само название говорит о том, что это некая оздоровляющая система. И художники создали такую типа люстры. Это светящийся объект, который подчиняется звуку, желтому крику. Желтый крик — это экстазное состояние у испанцев, называется Желтый крик. Если мы кричим, мы кричать должны от радости и формировать нашу реальность с помощью радости, радостных возгласов. И нам приносят имя: имя Лорки, допустим, и имя Сервантеса, то этот объект начинает реагировать таким желтым, активным звучанием.

RADIO BLAGO : В своей вступительной речи на открытии выставки Виталий Пацюков напомнил собравшимся, что Казимир Малевич более века назад провозгласил Победу над солнцем, подразумевая электричество. Но теперь, по словам куратора, солнце вернулось к людям, благодаря открывшейся выставке.

Виталий Пацюков:  Я бы отметил двух людей — Дана Брикмана и Нинада Попова, которые формируют линии структур, геометрию нашей экзистенции, нашего бытования. Мы попадаем в комнату, где может попасть не свыше 5 человек. Они формируют в этом пятиугольнике коммуникации, связи с помощью световых линий, где подчеркивают, что мы не одни в обществе, что мы всегда связаны. И вот это наше единство может определить гармонические связи. Гармония возникает только в результате единства. И светящиеся линии, возникающие, непонятно как, под воздействием наших движений, интерактивных наших погружений в этой пространство, формируют действительно новые общественные связи, моделирует эти общественные связи, которые должны обрести свое этическое начало.

И может быть завершить Флореано Швайцером и Александра Добровольская, это художники из Щвейцарии, которые создали своеобразные модели пути, дороги человека. Вспоминая античность, они формируют нашу реальность с помощью двух элементов памяти, двух геркулесовых столбов, которые соединяли средиземное море с Атлантикой. Это было новое пространство в античный мир, которое объединило все континенты европейские. И вот ты можешь пройти этой дорогой между двумя столбами этими геркулесовыми, и завершить некий ритуал, ты должен как-то улучшиться или очиститься. Задача художника здесь — улучшить человека, очистить его — от каких-то конфликтных состояний, каких-то грехов его, вин, и вот этот ритуал должен пройти каждый. И вот эта метафора нашей судьбы, нашей дороги, которая всегда ведет к очищению и нравственному улучшению, как отдельного человека, так и нашего общества.

И собственно все объекты здесь нам диктуют новую форму гуманизации. Когда техника, которая нас окружает, наши своеобразные протезы, должны также существовать в каком-то гуманистическом образе. Они должны быть одухотворены. Потому что без утверждения человеческого достоинства, человеческой доброты, этики, не существует, ни культуры, ни прогресса, ни самой жизни.

Да, здесь электричество, но электричество, которое постоянно гуманизируется. Электричество, которое постоянно одухотворяется, то электричество, которое должно стать действительно новым, естественным солнцем, что солнце, которое мы сами породили, должно все-таки вернуться к тому сиянию солнца, которые нам было дано Творцом.

RADIO BLAGO : Современный разговор о разного рода вопросах и философских категориях возможен лишь на междисциплинарной основе - такой как сотрудничество искусства, философии и психологии с технологией и наукой. В этом убеждена со-куратор выставки «Диалоги света и звука» Анна Дорофеева.

Анна Дорофеева:   Современный мир, он как бы основан на таких структурах, которые мы не можем обсуждать уже в обыденных для нас категориях. То есть, например, даже размышление на какие-то философские категории, как пространство, как время, или даже собственные.. ну что угодно... то есть, это в принципе, философские вопросы, оно невозможно на данный момент, если это не происходит на междисциплинарной основе. То есть это должны быть не только философы и художники, это должны быть ученые, это должны быть технологи, которые все вместе своим дискурсом и обменом своего опыта создают уже новые современные работы, которые в принципе уводят нас от материального, то есть они нас ведут как бы к беспредметному. То есть, если это сначала кажется вам, что тут очень много всего предметного, но в принципе, такие категории, как свет и звук — это беспредметные. И вот этот момент мне кажется интересен. То, что совсем иной дискурс.

RADIO BLAGO : По словам Анны Дорофеевой, центральной для себя задачей художники выставки видят в исследовании реакции человека на звук и свет. К примеру, нидерландские авторы Эвелина Домнитч и Дмитрий Гельфант создали работу «Камера Люсида», которая позволяет зрителям познакомиться с загадочным и сложным процессом — сонолюминесценция, это процесс трансформации звука в свет. Для показа этого явления в абсолютно темную комнату приглашают не более шести человек. Затем пришедшим предлагается подождать несколько минут, пока глаза привыкнут к темноте. Это условие обязательно для того, чтобы зрители сумели распознать весьма слабое свечение, которое возникает, когда высокочастотные звуковые волны проникают в воду, где микропузырьки воздуха, находящиеся в этой воде, схлопываются под воздействием звука. Возникает крайне высокая температура. И свечение, которое приобретает форму этих же звуковых волн, позволяет рассмотреть звук в трех измерениях. Данный феномен известен науке как соно- или звуко- люминесценция. Для создания подобного интерактивного объекта авторам пришлось всерьез изучить физику, философию и космологию. О процессе схлопывания пузырьков воздуха в воде нам рассказала один из художников  Эвелина Домнич.

Эвелина Домнич:   Они схлопываются. То есть, есть такое явление, как кавитация. Это особенно происходит в воде. Иногда даже без помощи звука. Просто от того, что плотность давления глубоко под водой очень повышается. И какие-то пузырьки воздуха, которые естественно находятся там, начинают схлопываться. И этот процесс кавитации обладает огромной энергией. То есть, энергия, процесс схлопывания, он как бы противоположен процессу взрыва. И вообще, как бы вот со взрывами человек давно знаком и работает. А вот это вот схлопывание, кавитация, это менее изученное.

Такая техника появилась только в конце 20го века, а именно фотокамеры, снимающие с частотой 2,5 миллионов кадров в секунду. И тогда стало понятно, что происходит схлопывание пузырей и взаимодействие энергии вакуума с плотной материей и жидкости, окружающей ее. И чтобы создать это произведение мы работали с лабораториями ученых, занимающихся звуко-люминисценцией в Японии, Германии, Америке и в России, и в Бельгии.

RADIO BLAGO : Эвелина Домнитч родилась в Минске, с Дмитрием Гельфантом они познакомились в Нью-Йорке, где художники прожили около 10 лет. Там же и началась их выставочная деятельность. В настоящее время творческий тандем постоянно проживает в Амстердаме, где  они также курируют лабораторию науки и искусства под названием «Синергетика». Там работают художники и ученые, которые интересуются взаимодействием и взаимопроникновением художественного и научного поиска.

Эвелина Домнитч:   То, что мы создали, это самый большой дисплей звуко-люминисценции, который существует в мире. Но также те психо-морфологические ассоциации, которые возникают у человека в момент взаимодействия с этим явлением. Его как бы рассматривания и синхронизации с этим процессом, это тоже очень интересно, это то, чем ученые в принципе не интересуются и даже если они этим интересуются на личном уровне, и как-то для себя осознают эти ощущения, но это не является частью научного поиска и описания. Мы считаем, что это очень глубокий опыт по настройке органов чувств, по настройке сознания и именно с такими микроскопическими процессами, процессами очень больших энергий, которые отличаются огромными энергиями и скоростями. В отличие от нашего очень замедленного и спокойного макро-мира.

И в научном поиске, и в художественном опыте существуют такие моменты, что называется эврики, открытия такого, просветления. Очень часто эти моменты происходят, когда человек впервые сталкивается с каким-то явлением, или когда он впервые его по-новому услышит, увидит, осознает. И и поэтому мы работаем с такими очень экзотическими явлениями, чтобы создать это состояние первичного опыта, опыта в первый раз, свежести восприятия.

Людям кажется, что они смотрят на работу своего головного мозга, что это им напоминает танец нейронов. И еще есть такие отзывы, как будто смотришь на планету Земля из Космоса. Или как будто смотришь на звезды, то есть ощущение такого нахождения в космическом пространстве за пределами нашей планеты и атмосферы уже.

RADIO BLAGO : Пока не ясно, какой эффект произведет на московского зрителя выставка диалогов света и звука, и насколько длительным он будет. Но совершенно очевидно, что впечатление подобные художественные игры света и звука производят сильное. Русский художник Александр Панкин вот уже много лет создает свои произведения, вдохновляясь научными явления. Выставку в ГЦСИ в этот раз он посетил в качестве зрителя и своими впечатления поделился с нашим корреспондентом.

Александр Панкин:   Вот это взаимодействие звука и света это безумно красиво. Это, помните, в 60-е годы, очень интересно шло в Казани целый институт был создан, который изучал эту проблематику. Вот в чем дело. И конечно эта выставка, вот вы знаете, я скажу, она принесла мне много радости. Она очень красивая. Она в принципе красивая. Вот даже я один объект не видел, вот даже этот объект вдруг человек становится творцом, создает геометрические фигуры, при чем под действием звука. Казалось бы, просто объект. Человек топчется на полу. И вдруг геометрические структуры — треугольник, квадрат с диагоналями.

Вы знаете что, эта выставка очень в принципе радостная. Потому что сейчас земной шар, как некая система. Кстати говоря, и мертвая материя, и живая материя, они взаимодействуют друг на друга, и друг на друга влияют. И земной шар,в от эта вся система больна. И поэтому искусство. При чем искусство, естественно, не агрессивное. А оно таковым бывает. Если помните, когда Ренар на одной из лучших картин Казимира Малевича рисует доллар. И это художник!..

А эта выставка обладает удивительной чистотой. Мы невольно воспринимаем по всем правилам восприятия искусства. То есть, как чистую форму. Взаимодействие, смыслы. Здесь физика, здесь наука. Это все. Но мы воспринимаем это автоматически как чистую форму. Вообще свет и звук — это бинарная система, здесь колоссальные возможности, вот, в чем дело..

RADIO BLAGO : Фестиваль «Видеть звук» будет проходить в Москве до конца января следующего года на разных площадках города. В программе проекта — выставки, перфомансы, концерты, лекции и встречи с художниками. Подробную программу фестиваля можно найти на официальном сайте Государственного центра современного искусства. Выставку «Диалоги света и звука», речь о которой шла в сегодняшней программе, можно посмотреть в ГЦСИ по адресу: Москва, улица Зоологическая, дом 13, строение 2. На этом программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в выставочном зале!







 

Композитор Галина Уствольская
Людмила Улицкая - "Лестница Якова"
Московская международная биеннале 2016
К 130-летию Велимира Хлебникова «Мир и остальное»
Этномифологическая сюита “Дети Выдры”. Композитор Владимира Мартынов. На основе двух «сверхповестей» Велемира Хлебникова: «Дети выдры» и «Сангези».
Художник Евгений Ревяков
Выставка графики Кизимира Малевича и художников его круга - Третьяковская галерея на Крымском валу
Художник Эдвард Беккерман "За пределами снов"
Репортаж с акции "Возвращение имен"
"Видеть звук" - ГЦСИ и TodaysArt. Выставка "Диалоги света и звука".
Выставка Валентина Серова в Третьяковской галереи
Эксклюзивное интервью с писательницей Светланой Алексиевич. Нобелевская премия 2015
6-я Московская биеннале современного искусства.
Андрей Красулин и Дмитрий Ракитин - "Рыцари служения делу искусства".
Караваджо и последователи
Художник Дмитрий Гутов
Художник Павел Кузнецов «Сны наяву»
Художник Вадим Воинов
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 3
Галина Маникова «ГЛАЗ ГЛЯДИ»
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 2
Александр Раппопорт. "Башня и лабиринт" - 1
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 2
Валерий Подорога - "Освенцим и ГУЛАГ. Время после" - Часть 1
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 2.
Фотограф Михаил Дашевский. Часть 1
Выставка «TobeUs. 100 людей – 100 идей»
Музей современного искусства "Гараж"
Скульптор Александр Колдер
Симпозиум "Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры" В Нижнем Новгороде.
Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума /2
По итогам Большого Медиа-Коммуникационного форума/1
Михаил Матюшин. "Органическая культура". Лекция Л.Вострецовой.
Фотограф Сергей Челноков
Художник Владимир Немухин
Художник Михай Мункачи
Выставка номинантов премии "Инновация" В ГЦСИ.
Выставка "ТАФ-АРТ. Форма. Слово. Пространство" в галерее "Беляево" в Москве
Художник Никита Алексеев
С Еленой Камбуровой говорит - поэт Раиса Ипатова
Святослав Рихтер
Выставка «Шнитке / Schnittke» в Москве
«Гараж» - "Грамматика свободы. Пять уроков"
Художник Константин Батынков - "PROКосмос"
Выставка «Возможность полета» - ГЦСИ
Художник Алексей Ланцев
Mikhail Grobman. Tekstilschiki. 1960 s. "Барбарис", Ирина Тарханова
Архитектор Федор Шехтель
Интервью с Ириной Прохоровой о современной культуре
Памяти Елены Образцовой
Поэт Ника Турбина - вечер памяти в Москве
Художник Пауль Клее в Москве в ГМИИ им. Пушкина
Художник Маруся Соловьева
Художник Владимир Яковлев
IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг
Интервью с художником Владиславом Татариновым
Художник Андрей Красулин «Место присутствия»
Памяти Людмилы Швецовой
"Николай Иванович Бодрягин и его ученики"
Вячеслав Колейчук
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 2
"Время Движения. Полвека русского кинетизма" 1
Художник Геннадий Зубков
Памяти Юрия Любимова
Владимир Стерлигов - "Геометрия природы Стерлигова"
Коллекционер Михаил Алшибая
Фестиваль FIAMP в Москве
Художник Александр Носов
Художник Ирина Нахова
Эрик Булатов "ЖИВУ-ВИЖУ"
Вера Коняшова-«Акт конструкции»
"Взгляни в глаза войны"-выставка
Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ
Фотограф Ромуальдас Пожерскис
Коломенский пленэр обошелся без конкурса
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 2
«Музей стрит-арта: возможность невозможного». Часть 1
Коломенский пленэр. Часть 2
Коломенский пленэр. Часть 1
Художник Валентин Юшкевич
«Манифеста 10». Часть 2
«Манифеста 10». Часть 1
Фотохудожник Петр Ловыгин
Цифровые приемы и ограничения
Фестиваль театров малых городов России
В защиту Шуховской башни
Волшебный мир хорватского наива
Игорь Пальмин - архитектура и фотография
Оживший русский авангард
«Форпост военных корреспондентов»-2
«Форпост военных корреспондентов»-1
Цикл лекций Марины Калашниковой в ГЦСИ
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 2.
Фотограф Алексей Мякишев. Часть 1.
Арно Рафаэль Минккинен - «Ретроспектива»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова - «Ре-Конструкции»
Виктор Тимофеев - «Мартовские… иды…»
«Абакумовские чтения»
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка»
Ирина Корина и Дмитрий Гутов - «Фотобиеннале-2014»
Алла Урбан, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина
Владимир Мартынов-«Проект Музыкального Ковчега»
ГЦСИ-«Пространство LICIDA»
Культурный обмен по следам Абакумова
Николай Рахманов-«Алмазная фототека»

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: